Пройди тест и узнай, подходит ли тебе профессия психолога?  🤔  Пройди тест и узнай, подходит ли тебе профессия психолога?  🤔  Пройди тест и узнай, подходит ли тебе профессия психолога?  🤔  Пройди тест и узнай, подходит ли тебе профессия психолога?  🤔  Пройди тест и узнай, подходит ли тебе профессия психолога?  🤔  Пройди тест и узнай, подходит ли тебе профессия психолога?  🤔  Пройди тест и узнай, подходит ли тебе профессия психолога?  🤔  Пройди тест и узнай, подходит ли тебе профессия психолога?  🤔 
Арт-терапия и современные направления терапии искусствами в психологической практике от ИППСС
53 400 ₽ -13%
61 500 ₽
На сайт курса
Арт-терапия и современные направления терапии искусствами в психологической практике от ИППСС
5
1

Арт-терапия и современные направления терапии искусствами в психологической практике от ИППСС

5
1

Освойте арт-терапию — востребованный и экологичный метод психологического консультирования и психотерапии.

Получите московский диплом с квалификацией «Арт-терапевт».

В стоимость обучения также входят:

  • практические задания — практикумы
  • индивидуальные консультации
  • супервизии

Программа для тех, кто:

  1. Имеет базовое образование по психологии: высшее или профпереподготовку
  2. Интересуется современными методиками арт-терапии и терапии искусствами
  3. Работает психологом-консультантом, педагогом-психологом, клиническим психологом и хочет выйти на новый уровень, расширить клиентскую базу и арсенал методик
  4. Является творческим человеком и хочет помогать клиентам, используя не только вербальные методы, но и различные виды искусств
Автор курса
35 отзывов
Сложность
Для начинающих Для специалистов
Тип обучения
Профессия
Формат обучения
Онлайн С проверкой домашнего задания Записанные лекции
Длительность
6 месяцев
Дата начала
Идет набор
Документ об обучении
Диплом Сертификат
Помощь в трудоустройстве
Да
Преподаватели
Ахмадеева Диана Гаврилова Наталья Мариничева Светлана Михайлова Наталья Архипова Елена Щёголова Анастасия
Ссылка на курс

Чему вы научитесь

  • Освоить широкий спектр техник арт-терапии
  • Включить в свою практику интермодальную терапию искусствами

Программа курса

11 модулей
  • Освойте арт-терапию — востребованный и экологичный метод психологического консультирования и психотерапии.
  • Получите московский диплом с квалификацией «Арт-терапевт».
  1. Корни арт-терапии и мировая культура. Арт-терапия в широком и узком значениях. Использование ритуалов и традиций древних славян в современной арт-терапии. Символообразование.
  2. Мандалы в арт-терапии. Применение искусства Китая и Японии в арт-терапии. Искусство — язык познания мира.
  3. Теоретические и методологические основы арт-терапии. Подходы к арт-терапии. Направления психотерапевтической практики в рамках арт-терапии.
  4. Базовые понятия и принципы арт-терапии. Понятие «символа».
  5. Понятие «метафоричности». Понятие «триадичности». Понятие «ресурсности». Понятие «контейнирования». Понятие «рабочего альянса». Понятие «эмпатии». Понятие «эстетического отклика».
  6. Основные концепции арт-терапевтического процесса. Принципы арт-терапевтического процесса.
  7. Модели арт-терапии и многообразие направлений. Задачи основных направлений арт-терапии. Модели интерактивной групповой арт-терапии.
  8. Примеры сессий, роль и позиция арт-терапевта в различных моделях.
  9. Три основные позиции консультанта по Э. Берну. Различие позиций арт-терапевта в разных подходах.
  10. Задачи и цели арт-терапевта в юнгианском анализе, пример описания танцевально-двигательной терапии по Кэролин Гранд Фей.
  11. Описание сессии Н. Роджерс и основные задачи человеко-центрированной терапии экспрессивными искусствами.
  12. Подход В. Оклендер, сочетание в гештальт- и арт-терапии.
  13. Использование арт-терапевтических техник в экзистенциальной психотерапии, пример сессии Н.В. Михайловой.
  14. Особенности интермодальной терапии экспрессивными искусствами, пример из практики В. Сидоровой.
  15. История возникновения и развития арт-терапии.
  16. Процесс арт-терапии. Этапы арт-терапевтического процесса.
  17. Сущность арт-терапевтического процесса. Оценка особенностей клиента. Оценка конечных результатов арт-терапии.
  18. Характеристики арт-терапевтической среды. Организация и оснащение среды. «Игровое пространство» среды.
  19. «Недирективность среды» или пространство «творческой арены».
  20. Сфера практического применения арт-терапии в современном обществе. Применение арт-терапии в психодиагностике и психотерапии. Арт-терапия в психокоррекционной работе, клинической и реабилитационной сферах. Арт-терапевтический подход в педагогике. Применение арт-терапевтических техник в организационной психологии и коучинге.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение техники «Мое настроение» (изотерапия) и отработка навыков работы с собственными ощущениями и чувствами.
  2. Индивидуальное: Составление собственного арт-терапевтического «словаря».
  1. Виды искусств в арт-терапии. Направления терапии искусствами.
  2. Материалы для нанесения, поверхности для нанесения, инструменты. Типичные и редкие арт-материалы. Свойства и особенности использования материалов изобразительного искусства.
  3. Материалы для создания объемных работ, их свойства. Способы обработки и хранения пластических материалов. Пластилин, глина, глиняное поле.
  4. Особенности работы с готовыми изображениями: аппликация, коллаж, фототерапия. Пять базовых техник фототерапии.
  5. Применение медиа, приложений, гаджетов в арт-терапии.
  6. Особенности и формы работы с природными материалами.
  7. Природные элементы, найденные объекты и другие природные материалы в работе арт-терапевта.
  8. Ландшафтная терапия, ленд-арт и реди-мейд.
  9. Работа с песком и песочницей. Крупы и специи в работе арт-терапевта.
  10. Основные механизмы арт-терапии. Материалы для создания инсталляций.
  11. Формы работы в рамках литературного творчества: креативное письмо, поэзия, сказка.
  12. Механизмы экспрессии и импрессии в работе с музыкальной модальностью. Работа с восприятием тела и движением.
  13. Возможности перформанс в арт-терапии.
  14. Понятие «рамки» в арт-терапии. Рамки пространства и времени, арт-материалов, психотерапии и творчества. Рамки в групповой работе. Мандала, лабиринт и другие формы, задающие структуру.
  15. Значение пространства арт-терапевтического занятия. Различные среды для проведения арт-терапии.
  16. Арт-терапия в образовании, здравоохранении, организациях.
  17. Подготовительный этап работы в арт-терапии.
  18. Метафорические ассоциативные карты как инструмент арт-терапевта.
  19. Критерии выбора и применения арт-материалов на арт-терапевтическом занятии. Цели применения направлений искусства: процессы индивидуализации и социализации.
  20. Варианты стартового набора арт-материалов.
  21. Упражнения для самостоятельной творческой практики.

Практические задания:

  1. Групповое: Экспериментирование с арт-материалами и цветными следами на бумаге с вниманием к процессу творчества.
  2. Индивидуальное: Кейс с ответами на вопросы об организации творческого пространства и подбору арт-материалов и направлений искусства.
  1. Ключевые принципы работы с эмоционально-чувственной сферой.
  2. Техника «Мое настроение».
  3. Техника «Моментальное рисование эмоций с интермодальным увеличением».
  4. Техника «Звезда чувств» («Колесо чувств»).
  5. Техника «Пейзажи эмоционального состояния».
  6. Методика терапевтического триптиха в работе со страхом.
  7. Техника работы с чувством гнева и его производными «Нарисуй или вылепи гнев».
  8. Техника работы с печалью «Прощальная открытка».
  9. Ресурсные техники и техники, снимающие сопротивление и «страх белого листа».
  10. Техника «Каракули» и «Каракули тела».
  11. Техника «Карта ресурсов».
  12. Техника «Рисунок любимым цветом» («Мой цвет»), интермодальный вариант.
  13. Работа с образом «Я» и самооценкой. Техника «Автопортрет».
  14. Диагностическая методика «Метафорический автопортрет».
  15. Интермодальная техника «Рисунок и танец имени».
  16. Мандалотерапия. Методики работы с мандалами. Интермодальная техника «Мандала из специй». Мандала как диагностическая техника.
  17. Техника «Коллаж» в подходе терапии экспрессивных искусств.
  18. Создание коллажа в свободной форме. Коллаж «Это Я».
  19. Работа с потребностями, состояниями и внутренними конфликтами.
  20. Техника «Желание». Техника «Поза в музее». Упражнение «Переход». Техника «Внутренние противоположности».
  21. Техники терапии искусствами в работе с отношениями. Техника «Рисунок и скульптура отношений». Техника работы с диадой «Диалог на бумаге». «Интермодальный диалог». Способы работы с арт-объектом.
  22. Ресурс группы в работе с проблемой. Техника «Дорисовка по кругу».
  23. Техники на завершение терапии. Особенности завершения индивидуальной и групповой работы.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение техники «Звезда чувств» Удо Баера. Экспириентальная практика (на собственном опыте). Техника универсальна как для ознакомления с темой эмоций, так и запуска глубинной работы. Часть 1: Индивидуальное проведение и часть 2: анонимное размещение на форуме рефлексии опыта.
  2. Индивидуальное: Проведение техники на реальном клиенте (часть 1) и написание отчета с рефлексией процесса и своей работы из роли арт-терапевта (часть 2). С обратной связью преподавателя и возможностью задать вопросы, на которые преподаватель ответит индивидуально.
  1. Знакомство с фототерапией.
  2. Особенности фототерапии, ее цели, задачи и функции.
  3. Пять типов техник фототерапии Джуди Вайзер.
  4. Возможности сочетания арт-терапии и фототерапии.
  5. Метод Сины Фрост «Соул-коллаж».
  6. Эко-арт-терапия и ландшафтная арт-терапия как ресурсные методы.
  7. Возможности использования куклотерапии.
  8. Традиционные и инновационные направления и подходы в арт-терапии.
  9. Многообразие инновационных направлений.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение инновационных методов арт-терапии. Практическое освоение техники фототерапии «Ландшафты моей души», техники эко-арт-терапии «Гуляя по прекрасной земле», техники создания соул-карт с помощью соул-коллажа.
  2. Индивидуальное: Создание «Мандалы из природных материалов».
  1. Преимущества использования песочных техник.
  2. Основные принципы работы с песком.
  3. Роль специалиста в процессе песочной терапии.
  4. Стадии процесса песочной терапии.
  5. Сказкотерапия как психологический метод.
  6. История возникновения данного метода.
  7. Понятие и основные черты сказкотерапии.
  8. Типологии сказок: художественные народные сказки, художественные авторские сказки, дидактические сказки, психокоррекционные сказки, психотерапевтические сказки, медитативные сказки.
  9. Принципы комплексной сказкотерапии.
  10. Правила чтения и схема обсуждения сказок.
  11. Поиск основных идей сказки, мотивов поступков и способов преодоления трудностей.
  12. Образы и символы в сказках.
  13. Работа с голосом сказкотерапевта: голос, дыхание и восприятие громкости.
  14. Структура сказкотерапевтического занятия.
  15. Общая информация по проведению занятия, а также примерный план коррекционно-развивающего занятия для детей.
  16. Основные приемы групповой работы в сказкотерапии.
  17. Определение понятия «музыкотерапия» и история возникновения данного направления.
  18. Ритм, тональность, громкость, выражение табуированных чувств, тембр, пение, голос, звук, вокал (вокалотерапия).
  19. Эрготропная, трофотропная музыка и их отличительные особенности.
  20. Формы и психотерапевтические эффекты музыкотерапии.
  21. Техники, которые могут использоваться в терапии.
  22. Примерная схема построения занятия.
  23. Варианты использования рецептивной (воспринимающей) музыкотерапии.
  24. Примеры игр и упражнений по музыкотерапии.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение техники «сказка по кругу» и тренировка навыков построения групповой сказки.
  2. Индивидуальное: Выполнение упражнения «Дом» и отработка навыков техники визуализации образов.
  1. Введение в интермодальную терапию выразительными искусствами. Соотношение интермодальной терапии искусствами с другими направлениями терапии творчеством.
  2. Подходы в интермодальной терапии искусствами (арт-центрированная терапия экспрессивными искусствами П.Книлла, человеко-центрированная терапия экспрессивными искусствами Н. Роджерса).
  3. Методология интермодальной терапии экспрессивными искусствами. Понятие арт-модальности. Четыре базовых механизма терапевтического процесса.
  4. Стадии работы в интермодальной терапии искусствами. Четыре уровня эстетического анализа работы.
  5. Модель «замещения» в теории Паоло Книлла. Буквальная, воображаемая и действительная реальности. Концепция Поэзиса.
  6. Концепция кристаллизации.
  7. Эстетический отклик. Эстетическая ответственность.
  8. Интермодальная чувствительность. Интермодальная децентрация. Расширение репертуара игры.
  9. Возможности использования экспрессивного искусства в работе с большими группами и сообществами.
  10. Творческая связь. Коллективный резонанс.
  11. Организация процесса терапии. «Многослойная осознанность» терапевта. Тайм-менеджмент сессии.
  12. Личность терапевта как значимое условие и инструмент терапии.
    Эффективность и эффекты человеко-центрированной терапии искусствами.

Практические задания:

Групповое: Практика эстетического отклика в виде поэтической фразы и фототерапевтической техники «Это я». Часть 1: Каждый подбирает фото и анонимно размещает на форуме. Часть 2: оставляет эстетический отклик на свою фото, а также на фото, размещенные другими участниками.

Эстетический отклик часто используется в Интермодальной терапии, позволяя экологично и безоценочно дать обратную связь.

Индивидуальное: Практика 4-уровневого эстетического анализа для 3 разноплановых арт-объектов по методике Паоло Книлла. С индивидуальной проверкой и обратной связью преподавателя.

Что делать после того, как клиент создал арт-объект. Как его обсудить и помочь выявить внутренние смыслы? Задание направлено на практику этого навыка.

  1. Специфика различных возрастов и возрастные особенности детей.
  2. Введение в детскую арт-терапию. Работа на языке ребенка. С какого возраста возможна арт-терапия с детьми?
  3. Принципы детской арт-терапии. Задача детской арт-терапии.
  4. Организация индивидуальной работы с ребенком.
  5. Работа с чувствами и эмоциями в детской арт-терапии: детская жадность, зависть, ревность.
  6. Арт-терапия и развитие эмоционального интеллекта детей.
  7. Работа с раздражением и злостью у детей. Техника «Вулкан гнева».
  8. Ресурсные техники в работе с гневом.
  9. Работа со страхами у детей. Виды детских страхов.
  10. Техника «Розовый куст». Техника «Рисовалки-затиралки».
  11. Техника «Пустой стул» или «Разговор со страхом».
  12. Работа с проблемами самооценки и уверенности у детей методами арт-терапии.
  13. Техники «Солнце моих качеств».
  14. Техника «Похожие предметы».
  15. Техника «Коллаж».
  16. Техника «Автопортрет».
  17. Техника «Я глазами моих родителей».
  18. Проблемы общения в детской арт-терапии. Детское одиночество.
  19. Детская назойливость.
  20. Упражнение «Апельсины».
  21. Техника «Тело как сад».
  22. Арт-терапевтические техники с крупами.
  23. Работа детского арт-терапевта со школьной проблематикой, а также с проблемами гиперактивности.
  24. Техника «Фрактальная живопись».
  25. Техника «Музыкальный ковер».

Практические задания:

  1. Групповое: Знакомство со своим Внутренним ребенком с помощью работы с метафорическими ассоциативными картами.
  2. Индивидуальное: Решение практического кейса и анализ случая, связанного с вопросами развития ребенка.
  1. Профессиональные компетенции с точки зрения этики. Границы профессиональной деятельности.
  2. Профессиональные компетенции специалистов на примере
  3. Латвийской модели арт-терапии.
  4. Создание и поддержание безопасной атмосферы на групповых занятиях и в индивидуальной практике.
  5. Личность арт-педагога с точки зрения этики. Качества зрелой личности.
  6. Трехэтапная модель арт-терапии. Начальный этап арт-терапии.
  7. Кабинет арт-терапии. Заключение соглашения между арт-терапевтом и клиентом.
  8. Классификация целей арт-терапии (по Х. Смейстеру).
  9. План арт-терапии. Критерии оценивания результатов. Структура сессии арт-терапии. Выбор техник и видов деятельности. Стиль ведения занятий.
  10. Циклическая модель творческого процесса.
  11. Циклическая модель терапевтических отношений.
  12. Этап оценивания и завершения процесса.
  13. Искусство выстраивания психотерапевтических отношений.
  14. Факторы терапевтических отношений. Модель триангулярных отношений в арт-терапии.
  15. Пространство игры. Факторы художественной экспрессии.
  16. Перенос и контрперенос в терапевтических отношениях.
  17. Сложности в работе арт-педагога/ арт-терапевта.
  18. Факторы рефлексии и обратной связи.
  19. Этические и правовые принципы арт-терапии. Виды этического мышления.
  20. Ответственность арт-терапевта перед клиентом.
  21. Ответственность арт-терапевта по отношению к произведению искусства.
  22. Ответственность арт-терапевта по отношению к профессии.
  23. Представление о профессиональном выгорании. Факторы выгорания. Стадии профессионального выгорания. Симптомы профессионального выгорания.
  24. Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания?
  25. Условия наличия/отсутствия профессионального выгорания.
    Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания.
  26. «Четыре целебных снадобья» для арт-терапевта.
  27. Саморегуляция. Способы, связанные с управлением дыханием.
  28. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
  29. Способы, связанные с воздействием слова. Способы, связанные с использованием образов.
  30. Приемы самоподдержки.
  31. Супервизии.
  32. Технологии моделирования собственной профессиональной деятельности.

Практические задания:

  1. Групповое: Презентация профессиональной позиции арт-педагога: формулирование девиза, целей и задач, принципов работы. Тест «Профессиональное выгорание» и анализ его результатов. Обсуждение понравившихся техник для профилактики профессионального выгорания.
  2. Индивидуальное: Тест на тему «Профессиональная этика арт-педагога». Составление солнца качеств арт-педагога.
  1. Особенности работы онлайн: возможности и ограничения, специфика.
  2. Как создать безопасный терапевтический контейнер в работе онлайн? Психологический контакт онлайн.
  3. Особенности организации времени и пространства: роль освещения, техники, окружения терапевта.
  4. Использование классических техник арт-терапии в дистанционном режиме. Особенности организации взаимодействия в группе дистанционно.
  5. Работа онлайн со взрослыми. Фототерапия, использование графических платформ в индивидуальной и групповой работе онлайн.
  6. Эко-арт-терапия онлайн: арт-медитации.
  7. Работа онлайн с детьми. Специфика фигуры арт-терапевта в работе с детьми онлайн (совмещение ролей терапевта, аниматора и др.).
  8. Эффективные техники интеграции арт-терапии и игротерапии в индивидуальной работе с детьми онлайн.
  9. Групповая арт-терапия с детьми онлайн. Специфика, организация, мотивационные секреты, основные ошибки и как их преодолеть.
  10. Как арт-терапевту продвигать себя и свои услуги? Специфика продвижения в помогающих профессиях и почему стандартные схемы не работают.
  11. Как продвигать себя, не продавая? Как стать видимым.
  12. Возможности и способы продвижения в помогающих профессиях.

Состоит из отработки полученных навыков на практике: работа с реальным клиентом, анализ и отчет о проведенных арт-терапевтических сессиях с клиентом:

  1. Практика арт-терапевтических техник. Запись протокола сессии в «Журнал практикума».
  2. Анализ проведенной работы, написание отчета.
  3. Супервизия в арт-терапевтическом подходе (возможно заранее — до начала дисциплины, в удобное время).
  4. Прохождение 2-ух личных консультаций в русле арт-терапии (возможно заранее — до начала дисциплины, в удобное время).
  5. Рефлексивный отчет о пройденной супервизии и консультациях.
  6. Онлайн-консультация с преподавателем с возможностью задать вопросы и обсудить сложности.
  1. Проводится в форме тестирования.
  2. Включает случайные тестовые вопросы всех дисциплин.
  3. Решение практической задачи (оценивается преподавателем).
Отзывы о курсе
5
1
Х
Хороший Ч. 30.08.2024 — отзыв на сервисе Яндекс.Карты
5
Комментарий

Огромная благодарность институту за прекрасную организацию обучения. Закончила переподготовку на Арт-терапев. Отличная подача информации, удобная платформа, постоянная связь и помощь при дополнительных вопросах. Компетенция преподавателей , по существу требовательно, обширный материал.

Другие программы обучения от ИППСС
Похожие курсы

Часто ищут