Программа разрабатывается в соответствии с нормативными документами:
- ФГОС ВО 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
- Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог»
Ваш результат после обучения:
- Получите необходимую базу по психологии, педагогике, невропатологии и психопатологии, анатомии и физиологии органов зрения, слуха, речи.
- Подробно изучите психологию лиц с нарушениями речи (особенностями ВПФ).
- Узнаете, как работать с разными видами речевой патологии: дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, заиканием, дисграфией, дислексией.
- Изучите авторские методики, которые направлены на устранение различных нарушений речи.
Навыки по логопедической работе:
1. Проведение логопедического обследования лиц с нарушениями речи:
- Составление схем логопедического обследования.
- Диагностика речевого развития детей и состояния речевой функции взрослых.
- Выявление нарушений произносительной, фонематической, лексической, грамматической сторон речи, определение специфических нарушений письма и чтения.
- Постановка логопедического заключения, определение индивидуального маршрута коррекции и развития речи.
2. Определение направления логопедической работы:
- Выбор методик, улучшающих артикуляционную моторику: особые упражнения, массаж, авторские методики развития речи.
- Подбор коррекционных и развивающих упражнений и составление «домашних заданий».
- Подбор дидактических пособий для работы: картотеки заданий, игр, упражнений, картинного материала.
- Составление индивидуальных программ коррекционного обучения и воспитания.
3. Проведение коррекционной работы:
- Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий.
- Исправление дикции и недостатков в произношении разных групп звуков.
- Исправление нарушений темпо-ритмической организации речи, таких как заикание (запинки в речи), тахилалию (патологически ускоренный темп речи), брадилалию (патологически замедленный темп речи).
- Устранение недостатков письма и чтения (дисграфии и дислексии).
4. Оценка динамики и результатов обучения:
- Составление календарного и перспективного планов коррекционно-развивающей работы, ведение отчетности по результатам работы.
- Подведение промежуточных итогов работы.
- Подведение итогов работы по окончании реализации коррекционной программы.
Дополнительные навыки по направлению специальной психологии:
1. Диагностическое обследование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья:
- диагностика и дифференциация степени развития детей и подростков с ОВЗ;
- оценка перспективы развития ребенка с ОВЗ и разработка индивидуального психокоррекционного плана.
2. Психокоррекционная работа:
- проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по компенсированию отклонений здоровья и развития детей и подростков с ОВЗ;
- применение модели интеграции детей с ограниченными возможностями; — использование психологических методик в работе с «особыми» детьми;
- применение оборудования, методов и средств коррекции в работе с детьми с нарушением зрения и слуха;
- проведение коррекционно-педагогической работы при расстройствах аутистического спектра;
- психолого-педагогическая коррекция в работе с детьми школьного возраста, имеющими нарушения интеллекта;
- социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков.
3. Оценка динамики и результатов работы:
- составление календарного и перспективного планов психокоррекционной работы;
- ведение отчетности по психокоррекционной работе;
- подведение итогов работы по окончании коррекционной программы.
Наработки:
- Методические рекомендации и схемы проведения логопедического обследования.
- Образцы заполнения речевой карты, перспективного и календарного планов коррекционно-развивающей работы.
- Методические рекомендации и схемы проведения диагностического обследования лиц с ОВЗ.
- Образцы перспективного и календарного планов психокоррекционной работы.