Курс психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ от НИИДПО
20 900 ₽ -17%
25 100 ₽
На сайт курса
Курс психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ от НИИДПО
0
0

Курс психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ от НИИДПО

0
0

Задача курса:

  1. Подготовить к работе специальным психологом: обучить диагностике и ведению психокоррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, в ДЦП и РАС.

Диплом АНО «НИИДПО» принимают и работодатели, и аттестационная комиссия.

Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога (психолога в сфере образования) и с ФГОС ВО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Автор курса
43 отзыва
Сложность
Для начинающих Для специалистов
Тип обучения
Профессиональная переподготовка
Формат обучения
Длительность
5,5 месяцев
Дата начала
Идет набор
Доступ к курсу
Навсегда
Документ об обучении
Преподаватели
Соломатова Вера Гриднева Ольга Дермелёва Марина Жданова Ирина Иванчикова Юлия Никитаева Екатерина Рогацкая Маргарита Спирина Ирина
Ссылка на курс

Чему вы научитесь

  • Проводить диагностическое обследование детей и подростков с ОВЗ
  • Вести коррекционную работу
  • Вести психокоррекционную работу
  • Оценивать динамику и результаты обучения

Программа курса

12 модулей

Задача курса:

Подготовить к работе специальным психологом:

обучить диагностике и ведению психокоррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, в ДЦП и РАС.

  1. Психология как наука. Методы исследования психологии.
  2. Психика, её развитие в фило- и онтогенезе.
  3. Психология поведения и деятельности человека.
  4. Ощущение и восприятие. Память и внимание. Воображение и мышление. Речь. Эмоции и чувства. Воля.
  5. Понятие личности в психологии. Индивид, индивидуальность, личность. Понятие о характере.

Практикум: Заполнение таблицы «Генезис предмета психологии». Психологический анализ практической ситуации с опорой на теорию деятельности А.Н. Леонтьева. Заполнение схемы сложного волевого действия. Установление соответствия базовых эмоций и их проявлений, а также типа темперамента и его типичных проявлений.

  1. Предмет, проблемы и методы возрастной психологии.
  2. Проблема возрастной периодизации. Цель и типы периодизаций.
  3. Условия психического развития.
  4. Особенности психического развития в период младенчества (первый год жизни).
  5. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Развитие психических функций. Кризис 3 лет.
  6. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Развитие психических функций.
  7. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Кризис 7 лет.
  8. Развитие психических функций. Развитие личности.
  9. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Пубертатный кризис.
  10. Психофизиологическое развитие. Личность подростка.
  11. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста.

Практикум: Установление соотношения названий психосоциальных стадий (по эпигенетической теории Э. Эриксона) с возрастными периодами. Определение алгоритма разрушения привязанности и установление последствий. Выполнение заданий, связанных с психологическими особенностями кризиса 3 и 7 лет. Сравнение особенностей самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Составление характеристики развития в юношеском, зрелом возрасте, а также периода старения по предложенным показателям.

  1. Основные понятия, термины, предметные области специальной педагогики.
  2. Особенности профессиональной деятельности и личности педагога системы специального образования. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога.
  3. Современная система специального образования. Комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.
  4. Дифференциация и интеграция общего и специального образования. Современное понятие интеграции. Модели интегрированного обучения.
  5. Гуманистические образовательные технологии. Педагогика Марии Монтессори. Педагогика Рудольфа Штайнера.

Практикум: Заполнение схемы «Виды психического дизонтогенеза». Составление перечня действующих нормативно-правовых актов, которые регламентируют реализацию инклюзивного образования в России и права лиц с ОВЗ в регионе обучающегося.

  1. Понятийный аппарат сурдопсихологии и сурдопедагогики.
  2. Типология детей с нарушением слуха. Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха.
  3. Особенности психических процессов при нарушениях слуха.
  4. Коррекционно-развивающая работа с глухими и слабослышащими детьми раннего и дошкольного возраста.
  5. Система образования школьников с нарушениями слуха. Особенности обучения в школе глухих и в школе слабослышащих.
  6. Среднее профессиональное и высшее образование лиц с нарушениями слуха. Модели профессионального образования неслышащих людей.

Практикум: Составление рекомендаций для родителей по воспитанию ребёнка со слуховым дефектом. Подбор приемов и материалов для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления (по 2-3 на каждый психический процесс). Составление конспекта психокоррекционного занятия по развитию любой высшей психической функции.

  1. Группы лиц с нарушением зрения.
  2. Компенсация слепоты и слабовидения. Понятие о дефекте и компенсации.
  3. Психические процессы при нарушениях зрения.
  4. Система современного образования детей со зрительной патологией.
  5. Организация профессиональной деятельности тифлопедагога.
  6. Основные принципы, содержание, формы и методы коррекционной работы в образовательных организациях.

Практикум: Характеристика особенностей представлений при нарушениях зрения. Анализ примерных АООП дошкольного образования для слепых, слабовидящих воспитанников и детей с косоглазием и амблиопией. Сравнительная характеристика приоритетных направлений деятельности ДОО. Сравнительная характеристика вариантов начального общего образования слепых или слабовидящих. Составление примерного графика работы тифлопедагога.

  1. Теоретические и методологические основы логопсихологии.
  2. Причины нарушений речи. Структура речевого дефекта.
  3. Классификации речевых нарушений.
  4. Особенности высших психических функций у детей с нарушениями речи.
  5. Теоретические и методологические основы логопедии.
  6. Виды речевых нарушений и их коррекция.
  7. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

Практикум: Составление картотеки заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь). Составление план-конспекта психокоррекционного занятия по развитию личности (для лиц с различными речевыми нарушениями с обязательным указанием возраста и речевого дефекта). Изучение логопедического заключения и определение типа образовательного учреждения для ребенка с нарушением речи.

  1. Классификации, основные клинические проявления нарушений функций опорно-двигательного аппарата.
  2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП.
  3. Специфика диагностического обследования лиц с нарушениями двигательной сферы.
  4. Основные направления помощи лицам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
  5. Профконсультирование, профориентация и профобучение лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Практикум: Составление таблицы основных этиологических факторов ДЦП в разные возрастные этапы. Сравнительная характеристика клинических форм ДЦП. Соотнесение формы ДЦП и характерных для нее личностных особенностей. Определение дисгармоничных стилей воспитания и возможных последствий для развития ребенка с ДЦП. Составление краткого перечня требований к проведению психологической диагностики детей с ДЦП. Составление сравнительной характеристики абилитационных и реабилитационных мероприятий.

  1. Клинико-психологическая характеристика умственной отсталости.
  2. Систематика умственной отсталости.
  3. Клинико-психологическая характеристика задержек в психическом развитии (ЗПР).
  4. Особенности психофизического развития лиц с умственной отсталостью.
  5. Воспитание и обучение умственно отсталых детей и подростков, социальная адаптация лиц с нарушением интеллекта.
  6. Особенности коррекционной работы при задержке психического развития.

Практикум: Анализ классификаций видов интеллектуальных нарушений различных авторов. Подбор приемов и материалов для коррекции слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления. Составление конспекта психокоррекционного занятия по развитию любой высшей психической функции.

  1. Клинические особенности основных форм пограничных расстройств эмоционально-волевой сферы и основных форм пограничных психических расстройств.
  2. Организация коррекционно-педагогической работы при расстройствах аутистического спектра. Основные программы вмешательств.
  3. Сенсорное развитие при расстройствах аутистического спектра.
  4. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения личности.
  5. Превенция, интервенция, психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности.

Практикум: Составление таблицы «Дифференциальная диагностика аутизма от сходных заболеваний (умственной отсталости, шизофрении, депривации и депрессии)». Составление таблицы дифференциации акцентуаций характера. Составление плана и описание упражнений «сенсорной диеты» для одного ребенка с РАС. Анализ основных сенсорных особенностей восприятия ребенка с аутизмом, подбор примеров. Определение форм отклоняющегося поведения. Формулировка примерной программы оказания социально-психологической помощи в отношении любого вида отклоняющегося поведения.

  1. Причины комплексных нарушений развития.
  2. Психологическая характеристика лиц с комплексным нарушением, включающим нарушения двух сенсорных систем – зрения и слуха.
  3. Психолого-педагогическая характеристика лиц с комплексными нарушениями, сочетающими интеллектуальную недостаточность с нарушениями анализаторной и двигательной патологии.
  4. Лица с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.
  5. Принципы построения и организация коррекционной работы с детьми с комплексными нарушениями в развитии.
  6. Современный подход к проектированию системы работы с детьми с комплексными нарушениями в развитии.

Практикум: Анализ современных исследований проблем сложного дефекта, проведенных зарубежными и отечественными нейрофизиологами, психологами и педагогами. Анализ распространенности комплексных нарушений в развитии в настоящее время. Составление сравнительной таблицы комплексных нарушений в развитии. Краткая характеристика (задачи, направления, методы) особенностей коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. Характеристика содержания и методических приемов воспитательной работы при комплексных нарушениях в развитии.

  1. Психолого-педагогическая диагностика как наука и практическая деятельность.
  2. Методы психологического изучения детей с нарушениями развития.
  3. Понятие и уровни психологического диагноза. Ошибки в постановке диагноза.
  4. Педагогическое и психологическое изучение детей с нарушениями развития.
  5. Возрастные особенности психолого-педагогической диагностики.
  6. Психодиагностика младенцев, детей раннего возраста, дошкольников.
  7. Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста, подростков.

Практикум: Характеристика естественного эксперимента. Описание методов разных видов обследования в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития. Описание целей, методов, методик, трудностей, особенностей проведения психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха, зрения, аутичных детей, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Будьте первым кто оставит отзыв!

Другие программы обучения от НИИДПО
Похожие курсы

Часто ищут