Арт-терапия в практической психологической помощи: интеграция подходов и модальностей искусств в работе с клиентами от ИППСС
101 600 ₽ -11%
113 800 ₽
На сайт курса
Арт-терапия в практической психологической помощи: интеграция подходов и модальностей искусств в работе с клиентами от ИППСС
5
1

Арт-терапия в практической психологической помощи: интеграция подходов и модальностей искусств в работе с клиентами от ИППСС

5
1

Получите официальный диплом с квалификациями психолога и арт-терапевта. Сразу после обучения начните помогать клиентам с помощью искусства.

В программе 1200 часов практики:

  • семинары
  • сессии с реальными клиентами
  • личные консультации
  • супервизии

Программа для тех, кто хочет:

  1. Хочет начать карьеру психолога или психолога-консультанта и сразу получить специализацию в популярном направлении
  2. Хочет изучить арт-терапию и познакомиться с основами интермодальной терапии искусствами — методикой совмещения разных модальностей искусств в рамках сессии
  3. Планирует применять и комбинировать в практике техники арт-терапии
  4. Интересуется психологией и арт-терапией для личного развития

Арт-терапевт — это психолог, который на сессиях с клиентами применяет методики арт-терапии для развития, психокоррекции и профилактики. У специалиста должно быть базовое психологическое или медицинское образование: психолог, клинический психолог, психотерапевт.

Арт-терапевт помогает клиенту разобраться с подавленными чувствами, личными кризисами, внутренними конфликтами, и другими проблемами с помощью творчества. Использует для психологического консультирования ресурсный потенциал искусства: рисунок, коллаж, глину и пластилин, эко-материалы, движение, поэзию, театральные постановки или перформанс, техники из изотерапии, музыкальной терапии, песочной терапии, сказкотерапии, интермодальной терапии искусствами и другие.

Автор курса
35 отзывов
Сложность
Для начинающих
Тип обучения
Профессия Профессиональная переподготовка
Формат обучения
Длительность
15 месяцев
Дата начала
Идет набор
Документ об обучении
Помощь в трудоустройстве
Да
Преподаватели
Тимофеева Анастасия Вепринцева Анна Губарева Наталья Жданова Ирина Коломейцева Лидия Лоленко Елена Пузикова Ольга Русакова Наталья Хаидов Сергей Хоменко Наталья Ахмадеева Диана Михайлова Наталья Пустыльникова Виктория Веселко Елизавета Гаврилова Наталья Мариничева Светлана Лебедев Владимир Архипова Елена Степина Нелли Дорофеева Елена Грибоедова Оксана Феоктистова Наталья Щёголева Анастасия
Ссылка на курс

Чему вы научитесь

  • Проведить арт-терапевтических сессий в рамках психологического консультирования по запросу клиентов
  • Применять арт-терапевтических технологий в работе очно и онлайн со взрослыми и детьми

Программа курса

31 модуль

Получите официальный диплом с квалификациями психолога и арт-терапевта. Сразу после обучения начните помогать клиентам с помощью искусства.

В программе 1200 часов практики.

  1. Что делает практический психолог.
  2. Личностные проблемы психолога: власть; самокрасование; ответственность; проблема близких отношений с клиентом; недостаточная личностная зрелость психолога; разочарование психолога в своей деятельности.
  3. Сложности при взаимодействии с клиентом: поддержка «неблаговидных дел» клиента; поиск «своего клиента» или «своего психолога»; «позднее прозрение» клиента; скучный клиент; неверие в возможности клиента.
  4. Методические трудности в работе психолога: следование «методическим модам»; чрезмерное экспериментирование; отсутствие общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения; отсутствие общепризнанных критериев оценки качества работы психолога; неизбежность профессиональных «секретов»; оплата и подарки.
  5. Этические принципы, нравственные дилеммы и требования к личности психолога.

Практические задания:

  1. Групповое: техника «Коллаж» на тему «Я практический психолог».
  2. Индивидуальное: решение психологических задач по проблемам этических, нравственных дилемм в деятельности психолога.
  1. Как выглядит и работает центральная нервная система (ЦНС).
  2. Эволюционное развитие нервной системы.
  3. Как устроена нервная клетка.
  4. Что такое рефлексы и какие они бывают.
  5. Как управляется деятельность нервной системы и регулируются физиологические функции организма человека.
  6. Все самое важное о спинном и головном мозге.
  7. Локализация различных функций в коре головного мозга.

Практические задания:

  1. Групповое: исследование рефлекторных реакций человека.
  2. Индивидуальное: чтение схем и определение структурных элементов ЦНС по строению и функциям, нахождение отличительных особенностей между функциональными элементами нервной системы.
  1. Что такое высшая нервная деятельность (ВНД).
  2. Представление о сенсорных системах.
  3. Чем отличаются безусловный и условный рефлекс.
  4. Что изучает психофизиология.
  5. Из чего состоит функциональная система и какова ее роль в организме.
  6. Психофизиология познавательных процессов. Как работают внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
  7. Психофизиология эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы. Как потребности, мотивы и эмоции возникают и регулируют нашу деятельность.

Практические задания:

  1. Групповое: исследование типа темперамента.
  2. Индивидуальное: как проходят процессы обусловливания и формирования условного рефлекса.
  1. Что изучает психология.
  2. Что такое психика.
  3. Психология поведения и деятельности человека.
  4. Как устроены ощущение и восприятие.
  5. Всё, что нужно знать о процессах внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
  6. Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека.

Практические задания:

  1. Групповое: психология – наука или искусство? Анализ предмета психологии, личный взгляд каждого.
  2. Индивидуальное: самоанализ, как устроены мои психические процессы, их виды, функции, феномены, проявления.
  1. Возрастная психология: с чем мы рождаемся и какие изменения происходят в процессе нашего взросления.
  2. Разные подходы в определении возраста и его особенностей.
  3. Возрастные периодизации.
  4. Что является предпосылками развития человека, как оно происходит.
  5. Всё, что нужно знать психологу о периодах младенчества и раннего детства, дошкольниках и школьниках, подростках и юношах.
  6. Как проходит молодость и ранняя взрослость.
  7. С чем мы приходим в зрелый возраст. Когда начинается и как проходит период старения.

Практические задания:

  1. Групповое: исследования своего переживания возраста.
  2. Индивидуальное: самоанализ своих жизненных этапов развития, основанный на периодизации Э. Эриксона.
  1. Что изучает дифференциальная психология?
  2. Понятия индивид, индивидуальность, личность; какие критерии личности? Какова структура индивидуальности?
  3. Что такое темперамент, характер? В чем схожесть и различия?
  4. Типологии и психодиагностика.
  5. Что является основой способностей и условием их развития?
  6. От чего зависят индивидуальные различия и на каких уровнях развития человека они проявляются?
  7. Что такое индивидуальный стиль деятельности и жизни? Чем он обусловлен?

Практические задания:

  1. Групповое: в формате форума обсуждение на тему: «Мои индивидуальные особенности или Чем я отличаюсь от других»?
  2. Индивидуальное: самодиагностика индивидуального стиля деятельности и прогноз, как он повлияет на работу психологом консультантом.
  1. Как в психологии рассматривают личность? Рассмотрим положения, касающиеся природы человека.
  2. Что лежит в основе психоаналитической теории личности: З. Фрейд и его последователи.
  3. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности.
  4. Социально-когнитивное направление в теории личности.
  5. Гуманистические и феноменологические направления в теории личности.
  6. Как рассматривается личность в отечественных теориях.

Практические задания:

  1. Групповое: анализ защитных механизмов в теории психоанализа.
  2. Индивидуальное: анализ типов личности по Э. Фромму и социальных потребностей по К. Хорни.
  1. О чем интересном нам рассказывает социальная психология.
  2. Как происходит общение и возникают конфликты?
  3. Какие особенности есть у больших и малых групп.
  4. Как протекают групповые процессы?
  5. Место личности в социальных процессах.

Практические задания:

  1. Групповое: обсуждение: «Человек — существо социальное. Что это значит?»
  2. Индивидуальное: Разбор кейса с проблемной ситуацией, анализ ситуации, поиск конструктивного решения.
  1. Какие задачи решают организационная психология и психология управления?
  2. Представление об организации как социальной среде.
  3. Особенности использования власти и мотивации персонала.
  4. Организационная культура: из чего она состоит и зачем нужна?
  5. Социально-психологический климат организации.
  6. Поведение персонала в организации, образование групп.
  7. Лидерство в организации.

Практические задания:

  1. Групповое: дискуссия о роли психологических знаний в принятии управленческих решений.
  2. Индивидуальное: оценка социально-психологического климата в организации, разграничение понятий «власть» и «лидерство».
  1. Что изучает клиническая психология?
  2. Как различать норму и патологию, здоровье и болезнь.
  3. Внутренняя картина болезни.
  4. Психологические аспекты болезни, причины и механизмы.
  5. Консультирование больных людей: границы компетенции психолога.
  6. Специфика консультирования отдельных категорий клиентов с расстройствами здоровья.

Практические задания:

  1. Групповое: дискуссия о границах нормы на примере конкретного случая.
  2. Индивидуальное: оценка внутренней картины болезни клиента на основе существующих моделей (анализ случая).
  1. Как проходило изучение конфликтов и путей их разрешения.
  2. Что такое конфликт и его влияние на жизнь и деятельность противоборствующих сторон.
  3. Какие бывают конфликты, из чего они состоят и как протекают.
  4. Особенности конфликтов в организациях и причины их возникновения.
  5. Как ведут себя люди в конфликтных ситуациях. Типы конфликтных личностей.
  6. Технологии управления конфликтами и позитивное поведение в конфликтных ситуациях.
  7. Как эффективно провести переговорный процесс.
  8. Медиация и роль посредника в переговорах.
  9. Как урегулировать конфликт?

Практические задания:

  1. Групповое: решение задач по конфликтологии.
  2. Индивидуальное: составление презентации плана проведения процесса медиации.
  1. Семья. Чем отличается системный взгляд на семью от линейного?
  2. Что такое семейная структура и функция, как они влияют на семейную жизнь.
  3. Чем отличаются гармоничные семьи от дисгармоничных.
  4. Как работать с генограммой семьи.
  5. Что такое жизненный цикл семьи, какие бывают семейные кризисы.
  6. Методики исследования семейной системы и основы построения циркулярного интервью в работе с семьей.
  7. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии. Ее основные техники.
  8. Приемы работы по преодолению сопротивления.
  9. Как типы привязанности влияют на супружеские отношения.
  10. Основные техники и интервенции эмоционально-фокусированной терапии супружеских пар.
  11. Что можно сделать с помощью метода системных семейных расстановок.

Практические задания:

  1. Групповое: нахождение признаков семейных мифов в истории семьи.
  2. Индивидуальное: изображение и анализ истории семьи с помощью генограммы.
  1. Семья с детьми, какая она?
  2. Как меняются роли супругов, когда появляются дети.
  3. Какие стили воспитания и общения в семье встречаются.
  4. Конфликты между родителями и детьми.
  5. Как выявить семейные проблемы? Диагностики отношений родителей и детей.
  6. Проективные методики для работы с детско-родительскими отношениями.
  7. Техники психотерапии работы с детьми и родителями.
  8. Как провести консультирование семьи по поводу психологии ребенка и детско-родительским отношениям.

Практические задания:

  1. Групповое: просмотр кинофрагментов, обсуждение особенностей взаимодействия родителей и детей, конфликтных ситуаций.
  2. Индивидуальное: Анализ кейсов по детско-родительским отношениям. Формулирование запроса для контракта. Определение стратегии по работе с данным запросом.
  1. Какое поведение определяют как девиантное.
  2. Почему возникает девиантное поведение.
  3. Психологические механизмы девиантного поведения.
  4. Какие виды девиантного поведения сейчас выделяют. В чем их особенность?
  5. Что нужно сделать для профилактики девиантного поведения?
  6. Как проводить коррекцию отклоняющегося поведения личности.

Практические задания:

  1. Групповое: составление портрета клиента с одним из видов девиантного поведения.
  2. Индивидуальное: подбор героев из литературы или фильмов с основными видами девиантного поведения.
  1. Психодиагностика в работе практического психолога. Зачем она нужна?
  2. Как возникли тестирование и проективный метод. Другие методы психодиагностики.
  3. Как разрабатывают методики диагностики: этапы стандартизации.
  4. Валидность и надежность тестов.
  5. Что мы можем получить в результате психодиагностики: интерпретация и анализ данных.
  6. Какие диагностические заключения бывают. Что в них нужно указывать.
  7. Как запланировать, подобрать методики и провести психодиагностическое исследование.
  8. Диагностика интеллекта, умственного развития и личностных особенностей.
  9. Психологический и клинико-психологический диагноз.
  10. Возможные ошибки в постановке диагноза.

Практические задания:

  1. Групповое: проективная методика на тему «Путешествие по символам».
  2. Индивидуальное: самооценка психических состояний и анализ результатов.
  1. Что такое «психологическое консультирование», как этот вид практической психологической помощи отличается от других.
  2. Какие клиенты могут прийти на консультирование.
  3. Позиции психолога-консультанта при взаимодействии с клиентами.
  4. Структура психологического консультирования.
  5. С чего начать и как закончить психологическую консультацию.
  6. Особенности каждого этапа консультации: цели, трудности, техники и возможные ошибки.

Практические задания:

  1. Групповое: проективная методика на тему «Эмблема и девиз психологического консультирования».
  2. Индивидуальное: формулирование консультативных гипотез по запросам клиентов.
  1. Может ли психолог применять психотерапию?
  2. В каких случаях мы используем психотерапию и чем она отличается от психологического консультирования?
  3. Какие направления психотерапии сегодня популярны?
  4. Как сформулировать психотерапевтический запрос?
  5. Современные направления психоанализа: психодинамическая психотерапия, групп-аналитическая психотерапия, индивидуальная психология Альфреда Адлера.
  6. Телесно-ориентированная психотерапия – обзор методов, особенности каждого направления.
  7. Психосинтез Р. Ассаджиоли – направление психотерапии и философская концепция.
  8. Психодрама как самостоятельный метод или часть других концепций.
  9. Гештальт–терапия – один из наиболее развивающихся методов и её основные положения.

Практические задания:

  1. Групповое: анализ клиентских случаев, написание и обсуждение эмоциональных откликов.
  2. Индивидуальное: работа с запросами, определение стратегии, направления и техник.
  1. Что такое тренинг и какие есть особенности у тренингового формата работы.
  2. Какие бывают тренинги.
  3. Из чего состоит тренинги как лучше разработать его программу.
  4. Групповая динамика на тренинге: как изменяется и живет группа в тренинговом процессе.
  5. Требования к ведущему тренингов. Личность тренера.
  6. В тренинге бывают ошибки и нестандартные ситуации. Как ведущему из них выйти?

Практические задания:

  1. Групповое: создание тренинговых упражнений; решение кейсовых задач, анализ тренинговых ситуаций.
  2. Индивидуальное: разработка сценария тренинга.
  1. Профориентология: оказание консультативной и диагностической помощи при выборе профессии.
  2. Современные профессии: особенности возникновения и профессиограммы к ним.
  3. Профориентация детей, подростков и взрослых: сходство и различия применяемых методов.
  4. Современные бланковые и аппаратные комплексы профдиагностики.
  5. Как проходит профессиональное самоопределение и какие бывают кризисы. Что важно учитывать профконсультанту на каждом и этапов.
  6. Как профконсультанту работать с группами: в школе, техникуме, вузе и на открытых мероприятиях, с родителями.

Практические задания:

  1. Групповое: анализ актуальности запроса слушателя по профориентации, изучение профессиональной самоидентичности по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна.
  2. Индивидуальное: анализ кейсов с целью формулирования запроса на профориентационную работу, консультационных гипотез, выбора методов профдиагностики и составления плана профконсультации.

Состоит из практических заданий и упражнений:

  1. Подбор диагностических методов и методик под запрос клиента.
  2. Проведение психологического исследования. Анализ данных и составление заключения.
  3. Формирование и проверка консультативных гипотез. Анализ клиентских ситуаций и формулирование вопросов с профессиональной позиции консультанта. Использование различных техник в процессе психологического консультирования.
  4. Составление программы тренинга. Подбор техник по задачи и цели тренинга. Описание целевой аудитории.
  1. Корни арт-терапии и мировая культура. Арт-терапия в широком и узком значениях. Использование ритуалов и традиций древних славян в современной арт-терапии. Символообразование.
  2. Мандалы в арт-терапии. Применение искусства Китая и Японии в арт-терапии. Искусство — язык познания мира.
  3. Теоретические и методологические основы арт-терапии. Подходы к арт-терапии. Направления психотерапевтической практики в рамках арт-терапии.
  4. Базовые понятия и принципы арт-терапии. Понятие «символа».
  5. Понятие «метафоричности». Понятие «триадичности». Понятие «ресурсности». Понятие «контейнирования». Понятие «рабочего альянса». Понятие «эмпатии». Понятие «эстетического отклика».
  6. Основные концепции арт-терапевтического процесса. Принципы арт-терапевтического процесса.
  7. Модели арт-терапии и многообразие направлений. Задачи основных направлений арт-терапии. Модели интерактивной групповой арт-терапии.
  8. Примеры сессий, роль и позиция арт-терапевта в различных моделях.
  9. Три основные позиции консультанта по Э. Берну. Различие позиций арт-терапевта в разных подходах.
  10. Задачи и цели арт-терапевта в юнгианском анализе, пример описания танцевально-двигательной терапии по Кэролин Гранд Фей.
  11. Описание сессии Н. Роджерс и основные задачи человеко-центрированной терапии экспрессивными искусствами.
  12. Подход В. Оклендер, сочетание в гештальт- и арт-терапии.
  13. Использование арт-терапевтических техник в экзистенциальной психотерапии, пример сессии Н.В. Михайловой.
  14. Особенности интермодальной терапии экспрессивными искусствами, пример из практики В. Сидоровой.
  15. История возникновения и развития арт-терапии.
  16. Процесс арт-терапии. Этапы арт-терапевтического процесса.
  17. Сущность арт-терапевтического процесса. Оценка особенностей клиента. Оценка конечных результатов арт-терапии.
  18. Характеристики арт-терапевтической среды. Организация и оснащение среды. «Игровое пространство» среды.
  19. «Недирективность среды» или пространство «творческой арены».
  20. Сфера практического применения арт-терапии в современном обществе. Применение арт-терапии в психодиагностике и психотерапии. Арт-терапия в психокоррекционной работе, клинической и реабилитационной сферах. Арт-терапевтический подход в педагогике. Применение арт-терапевтических техник в организационной психологии и коучинге.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение техники «Мое настроение» (изотерапия) и отработка навыков работы с собственными ощущениями и чувствами.
  2. Индивидуальное: Составление собственного арт-терапевтического «словаря».
  1. Виды искусств в арт-терапии. Направления терапии искусствами.
  2. Материалы для нанесения, поверхности для нанесения, инструменты. Типичные и редкие арт-материалы. Свойства и особенности использования материалов изобразительного искусства.
  3. Материалы для создания объемных работ, их свойства. Способы обработки и хранения пластических материалов. Пластилин, глина, глиняное поле.
  4. Особенности работы с готовыми изображениями: аппликация, коллаж, фототерапия. Пять базовых техник фототерапии.
  5. Применение медиа, приложений, гаджетов в арт-терапии.
  6. Особенности и формы работы с природными материалами.
  7. Природные элементы, найденные объекты и другие природные материалы в работе арт-терапевта.
  8. Ландшафтная терапия, ленд-арт и реди-мейд.
  9. Работа с песком и песочницей. Крупы и специи в работе арт-терапевта.
  10. Основные механизмы арт-терапии. Материалы для создания инсталляций.
  11. Формы работы в рамках литературного творчества: креативное письмо, поэзия, сказка.
  12. Механизмы экспрессии и импрессии в работе с музыкальной модальностью. Работа с восприятием тела и движением.
  13. Возможности перформанс в арт-терапии.
  14. Понятие «рамки» в арт-терапии. Рамки пространства и времени, арт-материалов, психотерапии и творчества. Рамки в групповой работе. Мандала, лабиринт и другие формы, задающие структуру.
  15. Значение пространства арт-терапевтического занятия. Различные среды для проведения арт-терапии.
  16. Арт-терапия в образовании, здравоохранении, организациях.
  17. Подготовительный этап работы в арт-терапии.
  18. Метафорические ассоциативные карты как инструмент арт-терапевта.
  19. Критерии выбора и применения арт-материалов на арт-терапевтическом занятии. Цели применения направлений искусства: процессы индивидуализации и социализации.
  20. Варианты стартового набора арт-материалов.
  21. Упражнения для самостоятельной творческой практики.

Практические задания:

  1. Групповое: Экспериментирование с арт-материалами и цветными следами на бумаге с вниманием к процессу творчества.
  2. Индивидуальное: Кейс с ответами на вопросы об организации творческого пространства и подбору арт-материалов и направлений искусства.
  1. Ключевые принципы работы с эмоционально-чувственной сферой.
  2. Техника «Мое настроение».
  3. Техника «Моментальное рисование эмоций с интермодальным увеличением».
  4. Техника «Звезда чувств» («Колесо чувств»).
  5. Техника «Пейзажи эмоционального состояния».
  6. Методика терапевтического триптиха в работе со страхом.
  7. Техника работы с чувством гнева и его производными «Нарисуй или вылепи гнев».
  8. Техника работы с печалью «Прощальная открытка».
  9. Ресурсные техники и техники, снимающие сопротивление и «страх белого листа».
  10. Техника «Каракули» и «Каракули тела».
  11. Техника «Карта ресурсов».
  12. Техника «Рисунок любимым цветом» («Мой цвет»), интермодальный вариант.
  13. Работа с образом «Я» и самооценкой. Техника «Автопортрет».
  14. Диагностическая методика «Метафорический автопортрет».
  15. Интермодальная техника «Рисунок и танец имени».
  16. Мандалотерапия. Методики работы с мандалами. Интермодальная техника «Мандала из специй». Мандала как диагностическая техника.
  17. Техника «Коллаж» в подходе терапии экспрессивных искусств.
  18. Создание коллажа в свободной форме. Коллаж «Это Я».
  19. Работа с потребностями, состояниями и внутренними конфликтами.
  20. Техника «Желание». Техника «Поза в музее». Упражнение «Переход». Техника «Внутренние противоположности».
  21. Техники терапии искусствами в работе с отношениями. Техника «Рисунок и скульптура отношений». Техника работы с диадой «Диалог на бумаге». «Интермодальный диалог». Способы работы с арт-объектом.
  22. Ресурс группы в работе с проблемой. Техника «Дорисовка по кругу».
  23. Техники на завершение терапии. Особенности завершения индивидуальной и групповой работы.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение техники «Звезда чувств» Удо Баера. Экспириентальная практика (на собственном опыте). Техника универсальна как для ознакомления с темой эмоций, так и запуска глубинной работы. Часть 1: Индивидуальное проведение и часть 2: анонимное размещение на форуме рефлексии опыта.
  2. Индивидуальное: Проведение техники на реальном клиенте (часть 1) и написание отчета с рефлексией процесса и своей работы из роли арт-терапевта (часть 2). С обратной связью преподавателя и возможностью задать вопросы, на которые преподаватель ответит индивидуально.
  1. Знакомство с фототерапией.
  2. Особенности фототерапии, ее цели, задачи и функции.
  3. Пять типов техник фототерапии Джуди Вайзер.
  4. Возможности сочетания арт-терапии и фототерапии.
  5. Метод Сины Фрост «Соул-коллаж».
  6. Эко-арт-терапия и ландшафтная арт-терапия как ресурсные методы.
  7. Возможности использования куклотерапии.
  8. Традиционные и инновационные направления и подходы в арт-терапии.
  9. Многообразие инновационных направлений.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение инновационных методов арт-терапии. Практическое освоение техники фототерапии «Ландшафты моей души», техники эко-арт-терапии «Гуляя по прекрасной земле», техники создания соул-карт с помощью соул-коллажа.
  2. Индивидуальное: Создание «Мандалы из природных материалов».
  1. Преимущества использования песочных техник.
  2. Основные принципы работы с песком.
  3. Роль специалиста в процессе песочной терапии.
  4. Стадии процесса песочной терапии.
  5. Сказкотерапия как психологический метод.
  6. История возникновения данного метода.
  7. Понятие и основные черты сказкотерапии.
  8. Типологии сказок: художественные народные сказки,
  9. художественные авторские сказки, дидактические сказки, психокоррекционные сказки, психотерапевтические сказки, медитативные сказки.
  10. Принципы комплексной сказкотерапии.
  11. Правила чтения и схема обсуждения сказок.
  12. Поиск основных идей сказки, мотивов поступков и способов преодоления трудностей.
  13. Образы и символы в сказках.
  14. Работа с голосом сказкотерапевта: голос, дыхание и восприятие громкости.
  15. Структура сказкотерапевтического занятия.
  16. Общая информация по проведению занятия, а также примерный план коррекционно-развивающего занятия для детей.
  17. Основные приемы групповой работы в сказкотерапии.
  18. Определение понятия «музыкотерапия» и история возникновения данного направления.
  19. Ритм, тональность, громкость, выражение табуированных чувств, тембр, пение, голос, звук, вокал (вокалотерапия).
  20. Эрготропная, трофотропная музыка и их отличительные особенности.
  21. Формы и психотерапевтические эффекты музыкотерапии.
  22. Техники, которые могут использоваться в терапии.
  23. Примерная схема построения занятия.
  24. Варианты использования рецептивной (воспринимающей) музыкотерапии.
  25. Примеры игр и упражнений по музыкотерапии.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение техники «сказка по кругу» и тренировка навыков построения групповой сказки.
  2. Индивидуальное: Выполнение упражнения «Дом» и отработка навыков техники визуализации образов.
  1. Введение в интермодальную терапию выразительными искусствами. Соотношение интермодальной терапии искусствами с другими направлениями терапии творчеством.
  2. Подходы в интермодальной терапии искусствами (арт-центрированная терапия экспрессивными искусствами П.Книлла, человеко-центрированная терапия экспрессивными искусствами Н. Роджерса).
  3. Методология интермодальной терапии экспрессивными искусствами. Понятие арт-модальности. Четыре базовых механизма терапевтического процесса.
  4. Стадии работы в интермодальной терапии искусствами. Четыре уровня эстетического анализа работы.
  5. Модель «замещения» в теории Паоло Книлла. Буквальная, воображаемая и действительная реальности. Концепция Поэзиса.
  6. Концепция кристаллизации.
  7. Эстетический отклик. Эстетическая ответственность.
  8. Интермодальная чувствительность. Интермодальная децентрация.
  9. Расширение репертуара игры.
  10. Возможности использования экспрессивного искусства в работе с большими группами и сообществами.
  11. Творческая связь. Коллективный резонанс.
  12. Организация процесса терапии. «Многослойная осознанность» терапевта. Тайм-менеджмент сессии.
  13. Личность терапевта как значимое условие и инструмент терапии.
  14. Эффективность и эффекты человеко-центрированной терапии искусствами.

Практические задания:

Групповое: Практика эстетического отклика в виде поэтической фразы и фототерапевтической техники «Это я». Часть 1: Каждый подбирает фото и анонимно размещает на форуме. Часть 2: оставляет эстетический отклик на свою фото, а также на фото, размещенные другими участниками.

  • Эстетический отклик часто используется в Интермодальной терапии, позволяя экологично и безоценочно дать обратную связь.

Индивидуальное: Практика 4-уровневого эстетического анализа для 3 разноплановых арт-объектов по методике Паоло Книлла. С индивидуальной проверкой и обратной связью преподавателя.

  • Что делать после того, как клиент создал арт-объект. Как его обсудить и помочь выявить внутренние смыслы? Задание направлено на практику этого навыка.
  1. Специфика различных возрастов и возрастные особенности детей.
  2. Введение в детскую арт-терапию. Работа на языке ребенка. С какого возраста возможна арт-терапия с детьми?
  3. Принципы детской арт-терапии. Задача детской арт-терапии.
  4. Организация индивидуальной работы с ребенком.
  5. Работа с чувствами и эмоциями в детской арт-терапии: детская жадность, зависть, ревность.
  6. Арт-терапия и развитие эмоционального интеллекта детей.
  7. Работа с раздражением и злостью у детей. Техника «Вулкан гнева».
  8. Ресурсные техники в работе с гневом.
  9. Работа со страхами у детей. Виды детских страхов.
  10. Техника «Розовый куст». Техника «Рисовалки-затиралки».
  11. Техника «Пустой стул» или «Разговор со страхом».
  12. Работа с проблемами самооценки и уверенности у детей методами арт-терапии.
  13. Техники «Солнце моих качеств».
  14. Техника «Похожие предметы».
  15. Техника «Коллаж».
  16. Техника «Автопортрет».
  17. Техника «Я глазами моих родителей».
  18. Проблемы общения в детской арт-терапии. Детское одиночество.
  19. Детская назойливость.
  20. Упражнение «Апельсины».
  21. Техника «Тело как сад».
  22. Арт-терапевтические техники с крупами.
  23. Работа детского арт-терапевта со школьной проблематикой, а также с проблемами гиперактивности.
  24. Техника «Фрактальная живопись».
  25. Техника «Музыкальный ковер».

Практикующий психолог, использующий в своей работе гештальт-подход, арт-терапевт, сертифицированный терапевт выразительными искусствами (Expressive arts therapy), дипломированный ассистент Монтессори-класса

  1. Профессиональные компетенции с точки зрения этики. Границы профессиональной деятельности.
  2. Профессиональные компетенции специалистов на примере
  3. Латвийской модели арт-терапии.
  4. Создание и поддержание безопасной атмосферы на групповых занятиях и в индивидуальной практике.
  5. Личность арт-педагога с точки зрения этики. Качества зрелой личности.
  6. Трехэтапная модель арт-терапии. Начальный этап арт-терапии.
  7. Кабинет арт-терапии. Заключение соглашения между арт-терапевтом и клиентом.
  8. Классификация целей арт-терапии (по Х. Смейстеру).
  9. План арт-терапии. Критерии оценивания результатов. Структура сессии арт-терапии. Выбор техник и видов деятельности. Стиль ведения занятий.
  10. Циклическая модель творческого процесса.
  11. Циклическая модель терапевтических отношений.
  12. Этап оценивания и завершения процесса.
  13. Искусство выстраивания психотерапевтических отношений.
  14. Факторы терапевтических отношений. Модель триангулярных отношений в арт-терапии.
  15. Пространство игры. Факторы художественной экспрессии.
  16. Перенос и контрперенос в терапевтических отношениях.
  17. Сложности в работе арт-педагога/ арт-терапевта.
  18. Факторы рефлексии и обратной связи.
  19. Этические и правовые принципы арт-терапии. Виды этического мышления.
  20. Ответственность арт-терапевта перед клиентом.
  21. Ответственность арт-терапевта по отношению к произведению искусства.
  22. Ответственность арт-терапевта по отношению к профессии.
  23. Представление о профессиональном выгорании. Факторы выгорания. Стадии профессионального выгорания. Симптомы профессионального выгорания.
  24. Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания?
  25. Условия наличия/отсутствия профессионального выгорания.
  26. Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания.
  27. «Четыре целебных снадобья» для арт-терапевта.
  28. Саморегуляция. Способы, связанные с управлением дыханием.
  29. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
  30. Способы, связанные с воздействием слова. Способы, связанные с использованием образов.
  31. Приемы самоподдержки.
  32. Супервизии.
  33. Технологии моделирования собственной профессиональной деятельности.

Практические задания:

  1. Групповое: Презентация профессиональной позиции арт-педагога: формулирование девиза, целей и задач, принципов работы. Тест «Профессиональное выгорание» и анализ его результатов. Обсуждение понравившихся техник для профилактики профессионального выгорания.
  2. Индивидуальное: Тест на тему «Профессиональная этика арт-педагога». Составление солнца качеств арт-педагога.
  1. Особенности работы онлайн: возможности и ограничения, специфика.
  2. Как создать безопасный терапевтический контейнер в работе онлайн? Психологический контакт онлайн.
  3. Особенности организации времени и пространства: роль освещения, техники, окружения терапевта.
  4. Использование классических техник арт-терапии в дистанционном режиме. Особенности организации взаимодействия в группе дистанционно.
  5. Работа онлайн со взрослыми. Фототерапия, использование графических платформ в индивидуальной и групповой работе онлайн.
  6. Эко-арт-терапия онлайн: арт-медитации.
  7. Работа онлайн с детьми. Специфика фигуры арт-терапевта в работе с детьми онлайн (совмещение ролей терапевта, аниматора и др.).
  8. Эффективные техники интеграции арт-терапии и игротерапии в индивидуальной работе с детьми онлайн.
  9. Групповая арт-терапия с детьми онлайн. Специфика, организация, мотивационные секреты, основные ошибки и как их преодолеть.
  10. Как арт-терапевту продвигать себя и свои услуги? Специфика продвижения в помогающих профессиях и почему стандартные схемы не работают.
  11. Как продвигать себя, не продавая? Как стать видимым.
  12. Возможности и способы продвижения в помогающих профессиях.

Состоит из отработки полученных навыков на практике: работа с реальным клиентом, анализ и отчет о проведенных арт-терапевтических сессиях с клиентом:

  1. Практика арт-терапевтических техник. Запись протокола сессии в «Журнал практикума».
  2. Анализ проведенной работы, написание отчета.
  3. Супервизия в арт-терапевтическом подходе (возможно заранее — до начала дисциплины, в удобное время).
  4. Прохождение 2-ух личных консультаций в русле арт-терапии (возможно заранее — до начала дисциплины, в удобное время).
  5. Рефлексивный отчет о пройденной супервизии и консультациях.
  6. Онлайн-консультация с преподавателем с возможностью задать вопросы и обсудить сложности.
  1. Проводится в форме тестирования.
  2. Включает случайные тестовые вопросы всех дисциплин.
  3. Решение практической задачи (оценивается преподавателем).
Отзывы о курсе
5
1
А
Ангелина Ковальчук 24.09.2024 — отзыв на сервисе Яндекс.Карты
5
Комментарий

Здесь обучилась на практического психолога, арт-терапевта. Было очень интересно. Это благодаря правильно составленному плану, грамотной подаче преподавателей. Нескучные лекции, сессии с преподавателем по видеосвязи. И много других плюшек

Другие программы обучения от ИППСС
Похожие курсы

Часто ищут