Курс по тифлопедагогике и тифлопсихологии за 5.5 мес от НИИДПО
12 492 ₽ -13%
14 289 ₽
На сайт курса
Курс по тифлопедагогике и тифлопсихологии за 5.5 мес от НИИДПО
0
0

Курс по тифлопедагогике и тифлопсихологии за 5.5 мес от НИИДПО

0
0

Задача курса:

  • Дать навыки воспитания и обучения детей с нарушениями зрения, коррекционной работы, помощи семьям, которые воспитывают таких детей.
  • Подготовить к работе тифлопедагогом.

Диплом АНО «НИИДПО» принимают и работодатели, и аттестационная комиссия.

Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог» и с ФГОС ВО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Где и кем вы сможете работать:

  1. Воспитателем, учителем, преподавателем в системе специального образования лиц (детей, подростков) с нарушениями зрения
  2. Преподавательским персоналом в системе специального обучения лиц (детей, подростков) с нарушениями зрения
  3. Учителем-дефектологом (тифлопедагогом) в государственных и муниципальных организациях образования
Автор курса
43 отзыва
Сложность
Для начинающих Для специалистов
Тип обучения
Профессиональная переподготовка
Формат обучения
Длительность
5,5 месяцев
Дата начала
Идет набор
Доступ к курсу
Навсегда
Документ об обучении
Преподаватели
Баранов Сергей Даильнева Александра Марчук Елена Снигур Максим Эльстен Екатерина
Ссылка на курс

Чему вы научитесь

  • Проводить диагностическое обследование детей с нарушением зрения
  • Вести коррекционную работу с детьми, у которых диагностировано нарушение зрения
  • Организовывать образовательную среду для ребенка с нарушением зрения
  • Оценивать динамику и результаты обучения

Программа курса

12 модулей

Задача курса:

  1. Дать навыки воспитания и обучения детей с нарушениями зрения, коррекционной работы, помощи семьям, которые воспитывают таких детей.
  2. Подготовить к работе тифлопедагогом.
  1. Основные понятия, термины, предметные области специальной педагогики.
  2. Особенности профессиональной деятельности и личности педагога системы специального образования. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога.
  3. Современная система специального образования. Комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.
  4. Дифференциация и интеграция общего и специального образования. Современное понятие интеграции. Модели интегрированного обучения.
  5. Гуманистические образовательные технологии. Педагогика Марии Монтессори. Педагогика Рудольфа Штайнера.

Практикум: Заполнение схемы «Виды психического дизонтогенеза». Составление перечня действующих нормативно-правовых актов, которые регламентируют реализацию инклюзивного образования в России. Составление перечня действующих нормативно-правовых актов, которые регламентируют права лиц с ОВЗ в регионе обучающегося.

  1. Анатомия, физиология и патология зрительного и слухового анализаторов.
  2. Периферический и центральный отделы речевого аппарата.
  3. Анатомия, физиология и патология речи.
  4. Роль слухового и зрительного анализаторов в развитии речи.

Практикум: Составление характеристики строения и функций зрительного анализатора. Формулировка гигиенических требований к зрению детей. Решение практических заданий, связанных с распределением пациентов по подразделениям с учетом заданных условий. Составление характеристики возрастных изменений в наружном и среднем ухе, восприятия высоты звука, остроты слуха. Составление характеристики патологии речевого аппарата человека. Отбор мероприятий для профилактики нарушений голоса и речи у детей.

  1. Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования.
  2. Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного  образования.
  3. Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Проблемы и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ОВЗ.
  5. Построение системы сопровождения развития в образовании.
  6. Службы сопровождения в специальном образовании.
  7. Проектирование индивидуальных образовательных программ и маршрутов для лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Практикум: Характеристика свойств образовательного пространства, которые характерны для инклюзивной среды. Установление взаимосвязи между моделями интеграции и ее видами. Проведение анализа педагогических ситуаций по проблеме педагогического сопровождения инклюзивного образования, предложение вариантов их решения.

  1. Направления психолого-педагогической коррекции.
  2. Отличие психолого-педагогической коррекции от психотерапии, консультирования и обучения.
  3. Виды психолого-педагогической коррекции.
  4. Психокоррекционные программы: виды, основные требования к составлению, принципы разработки, оценка эффективности.
  5. Модели психокоррекционных программ.
  6. Коррекционно-развивающие игры.
  7. Коррекционное игровое взаимообучение в «тройках».
  8. Групповой коррекционно-развивающий тренинг.

Практикум: Составление сравнительной таблицы «Отличие психолого-педагогической коррекции от психотерапии и консультирования». Разработка плана-схемы коррекционно-развивающей программы. Проведение анализа практической ситуации. Определение задач и формы организации коррекционной работы.

  1. Предмет, задачи и методы психологии детей с нарушением зрения.
  2. Роль зрения в жизнедеятельности человека, последствия нарушений зрения.
  3. Группы детей с нарушением зрения. Количественные и качественные различия в восприятии информации при дефектах зрения.
  4. Компенсация слепоты и слабовидения.
  5. Психические процессы при нарушениях зрения.
  6. Особенности различных видов деятельности у детей с нарушениями зрения.
  7. Пространственная ориентация при нарушениях функции зрения.
  8. Готовность детей с нарушениями зрения к обучению в школе.

Практикум: Подбор дидактических игр и упражнений для коррекции (по 2 на каждый психический процесс). Составление конспекта психокоррекционного занятия, направленного на развитие любой психической функции у детей с нарушением зрения, с использованием дидактических игр и упражнений.

  1. Предмет, цели, задачи и методы тифлопедагогики.
  2. Уровни интеграции лиц с нарушенным зрением в общество.
  3. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения.
  4. Содержание и система воспитания и обучения детей с нарушением зрения.
  5. Организация психолого-педагогической и коррекционной помощи.
  6. Специальные учреждения для воспитания и обучения слабовидящих детей, основы их деятельности.
  7. Задачи работы и функциональные обязанности тифлопедагога ДОО.

Практикум: Определение этапа эволюции отношения общества и государства к лицам с ОВЗ (по описанию). Определение разделов коррекционной работы по их содержанию. Составление конспекта психокоррекционного занятия по любому разделу.

  1. Классификация методов и методик психодиагностики.
  2. Понятие и специфика психодиагностического процесса.
  3. Требования, предъявляемые при проведении обследования детей с нарушениями зрения.
  4. Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения в разные возрастные периоды.
  5. Принципы адаптации диагностических методик при обследовании детей разных возрастных групп с нарушениями зрения.
  6. Организация деятельности психолого-педагогических консилиумов в образовательных учреждениях.
  7. Психолого-медико-педагогические комиссии и консультации.

Практикум: Сравнительная характеристика медицинского и психологического диагнозов. Характеристика правил построения программ исследования. Описание основных требований, предъявляемых к стимульному материалу для диагностики психического развития детей с нарушением зрения.

  1. Развитие восприятия в онтогенезе. Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
  2. Формирование предметных представлений и способов обследования предметов.
  3. Формирование сенсорных эталонов.
  4. Формирование восприятия пространства.
  5. Формирование навыков ориентирования.
  6. Индивидуально-дифференцированный подход к детям в зависимости от вида, формы и течения заболевания зрительной системы.
  7. Формы организации коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия.

Практикум: Определение нормального и нарушенного зрения по изображению зрительной картинки. Проведение методики развития зрительного восприятия и описание полученных результатов и возникших трудностей. Характеристика содержания коррекционной развивающей среды для работы по развитию зрительного восприятия.

  1. Понятие об ориентировке и мобильности. Ориентировка слепых в пространстве.
  2. Роль органов чувств и двигательной сферы в процессе ориентировки. Использование остаточного зрения в пространственной ориентировке.
  3. Представления об окружающем мире и их значение в ориентировке.
  4. Виды программ по обучению детей с нарушением зрения ориентировке.
  5. Методические рекомендации к занятиям по ориентировке в пространстве и мобильности.
  6. Связь занятий по ориентировке с другими видами деятельности.
  7. Социально-бытовая ориентировка.
  8. Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию пространственной и социально-бытовой ориентировки.

Практикум: Подбор примеров дидактических игр (3-4): для развития пространственной ориентировки и зрительных ощущений на прогулках, для формирования предметных представлений, для формирования представлений о перспективах. Подбор примеров дидактических игр, направленных на развитие пространственной ориентации и мобильности (3-4): подвижные игры, игры спортивного характера. Определение приемов изучения обстановки комнаты незрячим человеком.

  1. Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Общие положения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Варианты ФГОС НОО для слепых и слабовидящих обучающихся.
  4. Характеристика разделов АООП НОО для слепых и слабовидящих обучающихся.
  5. Материально-техническое оснащение и организация рабочего места слепых и слабовидящих обучающихся.
  6. Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.

Практикум: Сравнительный анализ вариантов АООП НОО для слепых или для слабовидящих. Сравнительный анализ требований, предъявляемых к разработке учебного плана для слепых (или слабовидящих) обучающихся.

  1. Подготовительный этап к реализации СИПР. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута.
  2. Общая характеристика разделов СИПР. Психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей с ТМНР.
  3. Технологии реализации СИПР.  Работа междисциплинарной команды при проектировании СИПР.

Практикум: Составление характеристики планируемых результатов освоения АООП обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Проведение анализа практической ситуации. Предложение варианта работы междисциплинарной команды в данном направлении.

Будьте первым кто оставит отзыв!

Другие программы обучения от НИИДПО
Похожие курсы

Часто ищут