Курс: Клиническая + кризисная психология (2030ч) от НИИДПО
99 800 ₽ -11%
111 800 ₽
На сайт курса
Курс: Клиническая + кризисная психология (2030ч) от НИИДПО
0
0

Курс: Клиническая + кризисная психология (2030ч) от НИИДПО

0
0

Задачи программы:

  • подготовить квалифицированных клинических психологов со специализацией в кризисной психологии;
  • познакомить Слушателей с организацией нервной системы, общей, социальной, организационной, возрастной, педагогической, дифференциальной, специальной психологией и основами психиатрии; рассказать о дисциплинах, необходимых для работы клиническим психологом невропатологии, патопсихологии, психотерапии, психосоматики, судмедэкспертизы, профилактики зависимого поведения;
  • научить диагностировать проблему пациента, мобилизовать все его ресурсы для ее преодоления, помочь человеку увидеть пути выхода и способы дальнейшего развития;
  • научить оказывать грамотную помощь людям, находящимся в остром или хроническом кризисе, восстанавливать саморегуляцию нервной системы клиента и возвращать его к полноценной жизни.

Эта программа может быть интересна:

  • начинающим специалистам
  • практикующим психологам
  • психотерапевтам
  • медицинским психологам

А также для тех, кто хочет:

  • расширить специализацию и приобрести новые навыки и знания в клинической психологии;
  • стать профессиональным психологом с дополнительной квалификацией в кризисной психологии;
  • стать востребованным клиническим психологом и разбираться в вопросах анатомии, психодиагностики, нейропсихологии, патопсихологии, профессиональной этики в работе психолога;
  • оказывать грамотную психологическую помощь людям и пациентам, пережившим тяжелые жизненные ситуации.
Автор курса
43 отзыва
Сложность
Для начинающих Для специалистов
Тип обучения
Профессиональная переподготовка
Формат обучения
Длительность
17 месяцев
Дата начала
Идет набор
Доступ к курсу
Навсегда
Документ об обучении
Преподаватели
Бойцова Ирина Губарева Наталия Иващенко Лариса Миллер Арина Перевязко Елена Полуэктова Ольга Саддарова Ксения Слепов Александр Соловьева Светлана Штанько Ульяна
Ссылка на курс

Чему вы научитесь

  • Освоить принципы консультирования и требования к профессиональной компетентности
  • Изучить методы и методики психодиагностики
  • Узнать об особенностях работы с клиентами различных типов
  • Ознакомиться с профессиональной этикой в работе клинического психолога
  • Обучиться техникам психологического консультирования
  • Научиться применению различных ролевых позиций психолога-консультанта
  • Изучить специфику проведения отдельных этапов и стадий психологического консультирования

Программа курса

37 модулей

Задачи программы:

  1. подготовить квалифицированных клинических психологов со специализацией в кризисной психологии;
  2. познакомить Слушателей с организацией нервной системы, общей, социальной, организационной, возрастной, педагогической, дифференциальной, специальной психологией и основами психиатрии;
  3. рассказать о дисциплинах, необходимых для работы клиническим психологом невропатологии, патопсихологии, психотерапии, психосоматики, судмедэкспертизы, профилактики зависимого поведения;
  4. научить диагностировать проблему пациента, мобилизовать все его ресурсы для ее преодоления, помочь человеку увидеть пути выхода и способы дальнейшего развития;
  5. научить оказывать грамотную помощь людям, находящимся в остром или хроническом кризисе, восстанавливать саморегуляцию нервной системы клиента и возвращать его к полноценной жизни.
  1. Основные понятия дисциплины.
  2. Целостность и структура организма. Понятие и определение клетки, ткани, органа и системы органов.
  3. Нейрон как единица нервной системы и его строение, классификация нейронов.
  4. Развитие нервной системы.
  5. Понятие и определение вегетативной нервной системы, ее отделы.
  6. Центральная нервная система и ее части.
  7. Спинной и головной мозг. Серое и белое вещество.
  8. Строение головного мозга, его основные отделы.

Практикум. Описание функций нервной системы, ее строения и развития в онтогенезе. Описание строения нейрона.

  1. Высшие и низшие психические функции, их локализация в головном мозге.
  2. Аналитико-синтетическая деятельность мозга.
  3. Понятие, определение и классификация анализаторов.
  4. Анатомо-физиологические особенности зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного и болевого анализатора.
  5. Условные и безусловные рефлексы, их особенности.
  6. Врожденные формы деятельности организма и приобретенные формы поведения. Типы научения.
  7. Связь высшей нервной деятельности и темперамента, их типы.
    Физиология потребностей, мотивации, эмоций. Их виды и типы.

Практикум. Закрепление знаний о работе анализаторных систем через решение практических задач. Письменный разбор эксперимента «Маленький Альберт» (таблица), анализ оптической иллюзии «Вращающийся змей». Определение типа темперамента с помощью теста Айзенка и написание заключения по итогам психодиагностики.

  1. История возникновения и становления психологической науки, ее разделы и связь с другими науками.
  2. Принципы и методы психологических исследований.
  3. Психика, сознание и деятельность.
  4. Понятие поведения и деятельности, их психофизиологические основы и виды.
  5. Психология и физиология познавательных процессов: ощущение и восприятие, память и внимание, воображение и мышление, речь.
  6. Их виды, свойства, функции.
  7. Эмоции и чувства — чем различаются, какими бывают.
  8. Воля как высший психический процесс. Приемы самовоспитания воли.
  9. Индивид, индивидуальность, личность.
  10. Характер и темперамент — различия, определение понятий.

Практикум. Заполнение таблицы «Генезис предмета психологии». Анализ практической деятельности с опорой на теорию деятельности А. Н. Леонтьева. Заполнение схемы сложного волевого действия. Установление соответствия базовых эмоций их проявлениям и типа темперамента его типичным проявлениям.

  1. Предмет, задачи и принципы психологической науки.
  2. Античная философия как основа современной психологии. Учения Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля и других философов.
  3. Дальнейшие этапы становления психологии. Средневековье, эпоха Возрождения, Новое время.
  4. Основные направления и психологические школы в XIX-XX веке и в XX и XXI веках.
  5. Основные идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивной психологии. Теории Б. Скиннера, З. Фрейда, К. Роджерса и других известных психологов.
  6. Особенности возникновения и развития психологии в России.

Практикум. Работа с тремя таблицами. «Стадии психосексуального развития по З. Фрейду» (краткое описание), «Гуманистические направления» (описание основных открытий и достижений), «Зарождение психоанализа».

  1. Объект, предмет, задачи, методы социальной психологии.
  2. Общение как социальный феномен. Его понятие и функции, возможные проблемы в общении. Критерии удовлетворенности общением.
  3. Педагогическое общение как особый процесс.
  4. Понятие и определение конфликта. Причины и динамика его возникновения. Стратегии поведения участников. Профилактика и разрешение конфликтов.
  5. Психология малых и больших социальных групп. Их виды, особенности возникновения и развития групп, специфика взаимодействия участников. Групповые нормы, сплоченность, распределение ролей.
  6. Объект, предмет, задачи, принципы психологии управления.
  7. Личность руководителя. Важные черты, критерии эффективности руководства, типы руководителей и стили руководства.
  8. Мотивационные аспекты труда. Виды и типы мотивации, правила ее поддержания.

Практикум. Описание тактик поведения в конфликте (работа с таблицей). Определение по описанию невербальных признаков эмоционального состояния.

  1. Предмет, объект, цели, задачи и разделы психологии труда.
  2. Разбор понятий: профессия, профессиональная деятельность, профориентация, психограмма, профессиограмма.
  3. Понятие и определение профессионально значимых свойств личности.
  4. Профессиональное развитие. Стадии профессионализации, типы построения карьеры и управление ей.
  5. Психические особенности трудовой деятельности и состояния человека в ней.
  6. Работоспособность. Ее уровни и факторы, влияющие на нее.
  7. Понятие и типы трудовой мотивации. Влияние индивидуально-личностных особенностей на мотивацию.
  8. Особенности поведения человека в организации. Психологические теории и концепции об управлении поведением.
  9. Система управления организацией и особенности управления персоналом.
  10. Профдеформация и выгорание.

Практикум. Составление психограммы профессии с проведением анализа личностных особенностей.

  1. История возникновения, предмет, задачи и методы возрастной психологии. Ее связь с другими науками.
  2. Возрастные периодизации Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, З. Фрейда, Э. Эриксона.
  3. Предпосылки и факторы психического развития. Роль среды и наследственности.
  4. Особенности психического развития от рождения до подросткового возраста. Подробный разбор каждого периода: возрастных кризисов, психических новообразований и других характеристик.
  5. Психические особенности развития в период юности.
  6. Молодость, ранняя взрослость и зрелость. Особенности интеллектуального, личностного и социального развития на каждом этапе.
  7. Пожилой возраст и старость.

Практикум. Установление соотношения названий психосоциальных стадий развития в концепции Э. Эриксона с возрастными периодами. Установление алгоритма разрушения привязанности и последствий этого. Отработка умения ориентироваться в психологических особенностях кризиса трех и семи лет. Сравнение особенностей самооценки в подростковом и юношеском возрасте (таблица). Описание особенностей развития в юношеском, зрелом возрасте и старости (таблица).

  1. История возникновения, предмет и методы педагогической психологии. Ее связь с другими науками.
  2. Основные отечественные и зарубежные теории обучения и воспитания. Концепции Э. Торндайка, Ф. Гальтона, Ж. Пиаже, Д. Нормана, А. Маслоу, К. Роджерса, Л. С. Выготского и других педагогов и психологов.
  3. Образование и образовательные системы. Педагогическое проектирование, творчество и технологии. Теории обучения, уровни и формы научения.
  4. Предмет, содержание и структура учебной деятельности. Факторы, влияющие на процесс обучения.
  5. Важные для учебной деятельности возрастные и индивидуальные особенности школьников, подростков, старшеклассников.
  6. Психология воспитания. Проблема «трудных подростков».
  7. Понятие, определение, виды и критерии одаренности.
  8. Особенности взаимодействия с одаренными детьми и подростками.
  9. Понятие, определение, цели, задачи, принципы и методы инклюзивного образования.
  10. Психология профессионального образования и самообразования.
  11. Профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профориентация и профотбор.

Практикум. Составление схемы «Методы исследования по Б. Г. Ананьеву». Заполнение таблиц «Методы исследования», «Направления современного обучения», «Характеристики учебных действий» и «Формирование личности в зависимости от типа ведущей деятельности». Составление схемы «Статическая модель учения». Поиск решения проблемных ситуаций. Подбор диагностических заданий для исследования профориентации старших школьников.

  1. Предмет и задачи психофизиологии. Соотношение психического и физического.
  2. Понятие и определение функциональных систем.
  3. Психофизиология внимания, восприятия, памяти, речи. Методы их изучения и диагностики.
  4. Психофизиология мотивации, потребностей и эмоций.

Практикум. Заполнение таблиц «Методы психофизиологических исследований», «Структура лимбической системы». Отработка знаний о базовых эмоциях и физиологическом обосновании поведения.

  1. История развития дифференциальной психологии, ее предмет, задачи, методы и основные разделы.
  2. Понятие индивида, индивидуальности и личности в дифференциальной психологии. Структура индивидуальности.
  3. Психофизиология индивидуальных различий. Темперамент и характер, их соотношение и свойства.
  4. Способности и задатки, их связь и особенности.
  5. Механизм формирования индивидуальных различий. Влияние на них среды и наследственности.
  6. Индивидуальный стиль деятельности, общения и лидерства.
  7. Гендерные индивидуальные различия. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса. Профессиональная самореализация мужчин и женщин.

Практикум. Проведение тестов на определение доминирующего полушария головного мозга. Составление сравнительной таблицы по особенностям развития «левополушарных» и «правополушарных» детей. Психодиагностика личностных особенностей с использованием психогеометрического теста и написанием вывода-заключения.

  1. История развития специальной психологии, ее основные разделы.
  2. Понятие нормы и патологии. Статистическая, функциональная, идеальная норма. Факторы, влияющие на психическое развитие человека.
  3. Первичные и вторичные дефекты развития. Понятие компенсации. Закономерности и виды отклоняющегося развития.
  4. Олигофренопсихология, ее предмет и задачи.
  5. Сурдопсихология, тифлопсихология, логопсихология. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
  6. Синдром раннего детского развития. Патология характера у детей.
  7. Сложные нарушения развития у детей — причины, особенности, типы.
  8. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ. Ее цель, задачи и принципы.

Практикум. Определение направлений работы в различных отраслях специальной психологии. Выявление уровней слухового нарушения. Определение вида психического дизонтогенеза в соответствии с отклонением. Работа с таблицей: краткое описание психических особенностей развития детей при различных видах нарушений в развитии.

  1. Методология, методы и основные проблемы психологии личности.
    Теории личности. Концепция З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса и других психологов.
  2. Особенности подходов к изучению личности: психоанализ, гуманистическая психология, научающе-бихевиоральное и социально-когнитивное направления, когнитивная психология и гештальт-подход, транзактный анализ.
  3. Проблема личности в отечественной психологии. Школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, Д. Н. Узнадзе.

Практикум. Составление таблиц «Методы исследования в психологии» и «Теории личности в психологии» с краткой характеристикой каждого элемента.

  1. История возникновения, предмет и задачи психодиагностики. Ее научный и практический аспект, связь с другими науками.
  2. Методы психодиагностики. Классификации Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева и В. В. Столина, Й. Шванцера, В. К. Гайды, В. П. Захарова.
  3. Тест как метод психодиагностики. Особенности его составления, критерии эффективности и научности теста.
  4. Сбор данных и обработка результатов в психодиагностике.
  5. Диагностическое заключение и психологический прогноз.
  6. Диагностика интеллекта и личности. Разбор конкретных методик.
  7. Опросники интересов, ценностей, мотивов и других характеристик.
  8. Психологический диагноз и его уровни. Возможные ошибки при постановке диагноза.

Практикум. Заполнение блок-схемы по элементам процедуры обследования. Выполнение заданий на отработку умения ориентироваться в теоретических подходах к психодиагностике и различных категориях психодиагностических тестов. Проведение самодиагностики по методике Ю. В. Щербатых «Тест на стрессоустойчивость» и интерпретация результатов. Проведение психодиагностического обследования группы (от 3 до 30 человек) взрослых работающих людей по методике «Мотивация профессиональной деятельности».

  1. Понятие, определение, задачи и принципы психологического консультирования. Предмет и структура консультативной психологии.
  2. Отличия консультирования от других методов психологической помощи. Взаимосвязь между медицинским и психологическим подходом к решению ментальных проблем.
  3. Личность, ценности, установки и этические принципы психолога-консультанта.
  4. Типы клиентов и особенности взаимодействия с ними.
  5. Профессиональные роли и позиции психолога консультанта. Пять эффективных позиций в общении с клиентом.
    Структура и стадии консультирования. Четыре этапа и особенности работы консультанта на каждом из них.

Практикум. Анализ консультационной беседы по предложенной схеме.

  1. История развития, предмет, задачи и цели клинической психологии. Главные понятия этого научного направления.
  2. Основные разделы клинической психологии. Ее связь с медициной и другими науками.
  3. Методологические принципы и методы клинической психологии.
  4. Критерии нормы и патологии в клинической психологии.
  5. Трудовые функции, уровни квалификации и требования к квалификации медицинского психолога.
  6. Возможности работы медицинского психолога в сфере психиатрической, наркологической, психотерапевтической, неврологической помощи и поддержки соматических больных.
  7. Внутренняя картина болезни. Особенности ее формирования, структура, типы ВКБ и ее специфика у людей разного возраста.
  8. Скрытые выгоды болезни.
  9. Методики для выявления ВКБ и типа отношения к болезни.
  10. Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии.
  11. Опросник «Индекс стиля жизни (ИСЖ), Life Style Index (LSI).
  12. Понятие совладающего поведения при болезни и его диагностика.
  13. Поведенческие типы, локус контроля и жизнестойкость как показатели реакций человека на болезнь. Знакомство с психодиагностическими методиками по теме.
  14. Понятие жизнестойкости.

Практикум. Анализ клинического случая с разбором и занесением основных показателей в таблицу.

  1. Особенности строения и функционирования нервной системы.
  2. Спинной мозг. Особенности строения и функционирования вегетативной нервной системы.
  3. Головной мозг. Его отделы и функции каждого из них.
  4. Высшая нервная деятельность и рефлексы. Первая и вторая сигнальная система.
  5. Генетически обусловленные патологии нервной системы.
  6. Инфекционные заболевания нервной системы.
  7. Органические поражения головного мозга. Нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, нейродегенеративные заболевания.
  8. Нарушение и восстановление высших психических функций (память, речь).
  9. Психопатология познавательных процессов (ощущения, восприятие, память, внимание, мышление), эмоциональной сферы и поведения.

Практикум. Анализ схемы строения нервной системы человека, спинного и головного мозга. Определение особенностей строения нейрона, расположения долей и борозд в коре головного мозга. Описание особенностей типов темперамента по И. П. Павлову. Соотнесение наследственных заболеваний с условными обозначениями соответствующих им генотипов. Анализ особенностей влияния резус-конфликта и несоответствия по группе крови матери и ребенка на течение беременности. Определение основных особенностей различных поражений мозга.

  1. История возникновения, предмет, задачи и основные направления нейропсихологии. Вклад А. Р. Лурии в развитие отечественной нейропсихологии.
  2. Локализация высших психических функций в головном мозге.
  3. Строение головного мозга. Его основные отделы и их взаимодействие.
  4. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Их типы.
  5. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Их типы.
  6. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Их типы.
  7. Нарушения памяти, внимания и мышления при локальных поражениях мозга.

Практикум. Работа с таблицей по основным нейропсихологическим синдромам.

  1. История возникновения, объект, предмет, задачи, структура и методология патопсихологии. Ее связь с другими науками.
  2. Особенности отечественной и зарубежной патопсихологии.
  3. Особенности организации патопсихологического исследования.
  4. Метод эксперимента.
  5. Методы исследования внимания, памяти, мышления, интеллекта, личности.
  6. Нарушения восприятия, внимания, умственной деятельности, памяти, мышления, мотивации, эмоционально-волевой сферы.
  7. Расстройства личности и характера. Понятие акцентуаций характера и патопсихологического синдрома. Шизофренический, аффективно-эндогенный, олигофренический, органический, личностно-аномальный, психогенно-психотический, психогенно-невротический патопсихологический синдром.
  8. Детская и подростковая патопсихология. Ее объект, предмет, задачи и базовые понятия. Особенности исследования нарушений у детей и подростков.
  9. Патопсихологические нарушения у лиц пожилого и старческого возраста. Деменция и другие когнитивные нарушения.
  10. Особенности патодиагностики в этой возрастной категории.

Практикум. Выполнение заданий, направленных на отработку умения применять на практике знания о феноменах нарушения психических процессов, квалифицировать патопсихологические синдромы. Выполнение заданий, направленных на освоение методов и приемов патопсихологической диагностики с детьми, подростками, лицами пожилого и старческого возраста.

  1. Этика, мораль, нравственность, этикет, профессиональная этика — разница понятий.
  2. Принцип «непричинения вреда» и другие принципы в работе клинического психолога. Понятие медицинской тайны и конфиденциальности.
  3. Проблема ответственности в работе психолога. Эмоциональные ловушки и ситуации морального выбора.
  4. Этические нюансы в отдельных направлениях работы клинического психолога: психодиагностика и экспертиза, консультирование и психотерапия, коррекционная работа.
  5. Теневая сторона стремления помогать другим.
  6. Цели, принципы и особенности психокоррекции.
  7. Этический кодекс психиатра. Этические вопросы работы клинического психолога с психиатрическими клиентами.
  8. Гипердиагностика неврозов.
  9. Этические вопросы работы клинического психолога с пациентами с аддикциями (зависимостями). Специфика личности аддикта.
  10. Этика оказания психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. Условия, этапы, задачи и особенности.

Практикум. Описание ситуации из своей практики (практики коллеги, взятой из художественной литературы, фильма и т. д.), в которой демонстрируются взаимоотношения клинического психолога и клиента. Заполнение таблицы «Факторы, способствующие и препятствующие общению клинического психолога и клиента». Определение последовательности действий подготовительного этапа оказания экстренной психологической помощи (работа со схемой). Составление индивидуального этического кодекса в работе клинического психолога.

  1. История развития, предмет, объект, задачи и методы психологии здоровья. Ее основные направления и связь с другими дисциплинами.
  2. Системное понятие здоровья. Критерии физического, психического, социального и духовного благополучия.
  3. Проблема здоровья в гендерном аспекте.
  4. Внутренняя картина здоровья.
  5. Разбор понятий «образ жизни», «уровень, качество и стиль жизни». Особенности отношения к собственному здоровью и факторы, влияющие на это.
  6. Инструменты формирования здорового образа жизни. Учет индивидуально-психологических особенностей при выборе оздоровительных систем.
  7. Понятие зрелой и здоровой личности. Критерии здоровья и зрелости (качества).
  8. Понятие профессионального здоровья. Стресс на работе и его влияние на благополучие сотрудника.
  9. Знакомство с опросниками для диагностики и самодиагностики состояния здоровья. Методики для определения качества жизни и риска аддиктивного (зависимого) поведения.

Практикум. Оценка качества жизни пациента, имеющего группу инвалидности, или человека с ограниченными возможностями здоровья по методике SF-36 с написанием заключения. Самодиагностика по «Шкале оптимизма-активности личности Шуллера и Комуниана AOS» с определением своего психотипа. Исследование подростка с помощью «Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» и оценка результата.

  1. Модели психотерапии. Сравнение психотерапии и психологического консультирования. Показания к психотерапии.
  2. Изучение основных направлений психотерапии: психодинамическая, групп-аналитическая, индивидуальная, телесно-ориентированная, психодрама, гештальт-терапия, бихевиоризм, НЛП.

Практикум. Выбор запроса клиента на работу с психологом (запрос может быть реальным, может быть взятым из жизни художественных персонажей, героев фильмов или найденным на форумах психологической помощи). Заполнение таблицы «Основания для сравнения работы с конкретным запросом в рамках выбранных моделей».

  1. Основные периоды психического развития в теориях Л. С. Выготского, Э. Эриксона, А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина.
  2. Особенности психического развития и кризисов на разных возрастных этапах: младенчество, ранний, дошкольный, младший, средний и старший школьный возраст.
  3. СДВГ у детей и подростков, ненадежная привязанность, оппозиционно-вызывающее расстройство и энурез.
  4. Тревожные и депрессивные расстройства у детей и подростков.
  5. Проблема детского и подросткового суицида.
  6. Шизофрения и особенности ее возникновения.

Практикум. Краткое описание основных характеристик развития на каждом возрастном этапе (младенчество, раннее детство, дошкольный, младший, школьный, подростковый и старший школьный возраст). Описание особенностей и причин возникновения тревожных расстройств у детей и подростков. Составление характеристики результатов исследований развития шизофрении в перинатальный период и другие этапы развития.

  1. Понятие и определение психосоматики. Связь души и тела, основные понятия в психосоматике: конверсионные симптомы, функциональные синдромы, психосоматозы.
  2. Различные подходы к изучению психосоматики в трудах психологов прошлого и современности.
  3. Теория стресса У. Кэннона и Г. Селье.
  4. Частные случаи психосоматики: бронхиальная астма, гипертония, ожирение, анорексия, булимия, желудочно-кишечные нарушения, заболевания опорно-двигательного аппарата, кожные заболевания и некоторые другие патологии.
  5. Психовегетативные синдромы (головная боль, головокружения, мигрень).

Практикум. Решение практической задачи на определение психосоматических симптомов и заболевания. Работа с таблицей: поиск соответствия между психологическими характеристиками и психотипом.

  1. История развития, предмет и основные понятия геронтологии.
  2. Нормальное и патологическое старение. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
  3. Социально-психологические проблемы пожилых людей в современной России. Стереотипы о старости и особенности отношения к ней.
  4. Хронологический, биологический, психологический и социальный возраст. Стрессы и кризисы в пожилом возрасте. Психолого-социальные аспекты выхода на пенсию и подготовку к ней.
  5. Естественное, замедленное и преждевременное старение.
  6. Особенности и признаки каждого типа. Общие закономерности старения с точки зрения биологии, нейрохимии и психологии.
  7. Особенности высших психических функций в пожилом и старческом возрасте (ощущения, восприятие, зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, боль, память, внимание, речь, психомоторика, воображение, интеллект, эмоционально-волевая сфера).
  8. Тип личности, темперамент и характер в старости.
  9. Проблема одиночества. Отношение к своему старению и смерти.
  10. Счастливая старость.
  11. Психологическая помощь, консультирование и психодиагностика в работе с людьми пожилого возраста.
  12. Геронтопсихиатрия. Возможные нарушения и профилактика старения.
  13. Основные психологические проблемы людей пожилого возраста и особенности работы клинического психолога с ними.

Практикум. Составление психологического портрета пожилого человека. Задание на отработку умения применять знания об особенностях возрастных изменений в пожилом возрасте и расстройствах настроения в пожилом возрасте. Составление 2 кейсов (ситуационных задач) со следующими условиями: психологические сложности нормального старения; патологическое старение.

  1. История возникновения и развития судебно-психологической экспертизы. Основные понятия. Криминалистическая, судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, судебно-психологическая и другие виды экспертиз.
  2. Условия назначения экспертизы и подготовка к ней. Возможности и ограничения судебно-психологической экспертизы.
  3. Особенности написания заключения по итогам судебно-психологической экспертизы.
  4. Методологические принципы судебно-психологического экспертного исследования, его этапы и структура. Работа клинического психолога в рамках системного подхода.

Практикум. Заполнение схемы по последовательности частей постановления о назначении экспертизы. Написание экспертного заключения. Составление плана психодиагностического исследования личности несовершеннолетнего (дошкольный, младший школьный или подростковый возраст).

  1. Понятие девиантного поведения в психологической науке.
  2. Понятие социальной нормы и социального отклонения.
  3. Биологические и социальные факторы возникновения девиаций.
  4. Первичные и вторичные, осознаваемые и неосознаваемые, индивидуальные и групповые девиации. Другие уровни отклонений и их структура.
  5. Делинквентный (преступный), аддиктивный (зависимый) и другие типы девиантного поведения.
  6. Агрессивное и суицидальное поведение как особый вид девиаций.

Практикум. Решение кейс-заданий по проблемам девиаций и девиантного поведения.

  1. Понятие и определение зависимого поведения. Нормальная и чрезмерная зависимость.
  2. Основные виды аддикций (алкоголизм, наркомания, наркотизм, трудоголизм, спортивная аддикция, адреналиномания, шопоголизм, пищевая аддикция и другие).
  3. Биологические, социальные и психологические факторы формирования аддиктивного поведения. Роль семьи и общества.
  4. Понятие аддиктивной установки и особенности ее формирования.
  5. Психологический портрет будущего зависимого человека (Акопов А. Ю.). Личностные особенности зависимого человека и специфика его взаимодействия с другими людьми.
  6. Профилактика аддиктивного поведения. Ее принципы и методы.
  7. Объективные и субъективные признаки эффективности в профилактической работе.
  8. Социально-психологическая реабилитация зависимых. Схема комплексной реабилитации алкоголизма и наркомании. Условия успешного лечения зависимости.

Практикум. Разработка одного из средств печатной пропаганды в электронном виде, используемых в гигиеническом воспитании населения.

  1. История развития психиатрии в России и за рубежом.
  2. Международная классификация психических и поведенческих расстройств.
  3. Экзогенные и соматогенные психические расстройства. Болезнь Альцгеймера. Болезнь Пика. Патологии при опухолях, сосудистых нарушениях, инфекциях, интоксикациях и травмах головного мозга.
  4. Эпилепсия и ее формы. Особенности проявления заболевания.
  5. Психические расстройства, вызванные зависимостями, например, алкоголизмом.
  6. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства (клинические признаки, отличия, особенности проявления).
  7. Маниакально-депрессивный психоз (биполярное аффективное расстройство, БАР) и другие аффективные расстройства.
    Психогенные заболевания и их диагностика. Психозы и неврозы.
  8. Расстройства личности (психопатии). Параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально-неустойчивое, истерическое, психастеническое, астеническое расстройство личности.
  9. Расстройства влечений.
  10. Расстройства приема пищи и сна. Половая дисфункция.

Практикум. Составление подборки из 25 различных симптомов 5 наиболее характерных для каждой формы шизофрении с опорой на материал «МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств» (раздел «F20 Шизофрения. Исследовательские диагностические критерии») с заполнением таблицы.

  1. История возникновения и развития перинатологии в России и за рубежом. Предмет перинатальной психологии, ее связь с акушерством и гинекологией, основные разделы перинатологии.
  2. История развития перинатальной психологии. Ее предмет, задачи, связь с психологией родительства и материнства. Основные разделы перинатальной психологии.
  3. Развитие ребенка во внутриутробном периоде с момента зачатия и по месяцам до рождения.
  4. Единство процессов развития тела и психики. Сенсорные способности плода.
  5. Пренатальная привязанность и первичные потребности ребенка.
  6. Основы пренатального воспитания ребенка и общения с ним.
  7. Специфика дородовой подготовки женщин.

Практикум. Таблица «Методы перинатальной психологии» с кратким описанием основных методов. Описание перинатальных переживаний плода как части бессознательного вегетативного обучения и процесса адаптации будущего ребенка.

  1. Причины рака и социальные последствия болезни. Особенности возникновения рака в различных возрастных категориях.
  2. Психосоциальные теории рака. Личностные и внешние ресурсы.
  3. Внутренняя картина болезни и ее диагностика по методике «ТОБОЛ».
  4. Расстройства психики у онкологических больных. Типы расстройств и факторы, вызывающие их.
  5. Фазы заболевания онкологических пациентов (период перед диагностикой, диагностика, лечение, реабилитация).
  6. Психоонкологическая диагностика и медицинские показания к уходу за больными.
  7. Психотерапевтические методы работы с онкобольными, цели и средства на каждом этапе.
  8. Проблема умирания и смерти в психоонкологии. Реакция больного по фазам: отрицание, протест, торг, депрессия, принятие.
  9. Синдром профессионального выгорания и хронической усталости у персонала онкологических клиник. Проявления, причины, профилактика.
  10. Этика в деятельности психолога, работающего с онкобольными.
  11. Права пациента. Медико-этические вопросы паллиативной помощи онкологическим больным.

Практикум. Выполнение задания, направленного на отработку умения использовать в практической деятельности знания о методах работы с онкологическими больными. Создание презентации по теме «Паллиативная медицинская помощь онкологическим больным в Российской Федерации».

  1. Понятие стресса, стрессора и стрессовой ситуации. Эустресс и дистресс.
  2. Этапы адаптации к стрессу и совладание с ним.
  3. Стресс на уровне тела и психики. Вегетативный, когнитивный, эмоционально-поведенческий субсиндромы стресса.
  4. Стресс и социальное взаимодействие. Социально-психологический субсиндром стресса.
  5. Психодиагностика стресса. Понятие стрессоустойчивости.
  6. Психологическая помощь при стрессе.

Практикум. Проведение психодиагностического исследования уровня стресса и особенностей совладающего поведения на 2-3 людях с описанием и анализом полученных результатов и написанием рекомендаций по адаптации.

  1. Понятие и определение психотравмы в различных психологических школах.
  2. Ядро психотравмы и особенности ее возникновения.
  3. Психологические и телесные последствия травмы.
  4. Диссоциация как механизм психологической защиты.
  5. Методы проработки психотравмы на уровне тела и психики.
  6. Индивидуально-личностные и социально-психологические факторы, влияющие на возникновение травмы.
  7. Психодиагностика, коррекция, реабилитация. Профилактика образования травмы.

Практикум. Формулирование запроса на индивидуальное консультирование, связанное с проблемами в области травматического опыта (это может быть ситуация из биографии, из жизни знакомых, из литературных источников, фильмов) с определением «диагноза», который ближе к данной проблеме, и указанием особенностей травматической диссоциации. Проведение анализа рентных установок и вторичных выгод в актуальном состоянии человека и составление плана работы с ним.

  1. Суицидальное поведение и суицидальные попытки.
  2. Насилие как фактор, приводящий к риску суицидального поведения. Моббинг, сталкинг. Цикл домашнего насилия.
  3. Аутоагрессия и суицидальное поведение у детей и подростков.
  4. Насилие и буллинг как негативные факторы.
  5. Антисуицидальные факторы.
  6. Оценка угрозы суицида и признаки суицидальных намерений.
  7. Особенности и сложности работы с суицидальными пациентами.
  8. Ведение переговоров. Основные ошибки в оказании кризисной помощи.
  9. Профилактика суицидального поведения. Поддержка родственников суицидента.

Практикум. Определение последовательности возникновения и проявления суицидального поведения (работа со схемой). Формулирование запроса на индивидуальное консультирование, связанное с суицидальным поведением (это может быть ситуация из биографии, из жизни знакомых, из литературных источников, фильмов). Составление описания додиагностического этапа работы и плана работы с клиентом по заявленной проблеме. Определение прогноза психологической работы.

  1. Острые стрессовые реакции (плач, истерика, дрожь, ступор и другие). Особенности оказания психологической помощи в разных случаях.
  2. Цели и этапы экстренной психологической помощи.
  3. Процесс проживания горя у детей и взрослых. Нормальное и патологическое горевание.
  4. Психологическая помощь при горе. Работа с чувством вины.
  5. Признаки и виды посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Особенности ПТСР у детей.
  6. Диагностика, лечение и профилактика ПТСР.

Практикум. Формулирование запроса на индивидуальное консультирование, связанное с гореванием (это может быть ситуация из биографии, из жизни знакомых, из литературных источников, фильмов) с аргументированным определением фазы горевания и определением наличия патологического горевания. Составление плана работы с проблемой с указанием ресурсов для ее решения и прогноза решения проблемы.

  1. Жизненный мир переживания.
  2. Правила ответа психолога-консультанта.
  3. Жалоба, запрос, проблема — разница понятий. Типы клиентских проблем.
  4. Преимущества, особенности, этапы, ошибки дистанционного консультирования.
  5. Когнитивно-бихевиоральные и рационально-эмотивные приемы консультативного воздействия.
  6. Принципы экологичности дистанционного консультирования.

Практикум. Проведение психологической консультации в дистанционной форме с составлением письменного отчета по предложенной преподавателем схеме.

  1. Профессиональные способности, профессиональное самоопределение, профессиональная мотивация, профессиональная пригодность.
  2. Понятие, виды и причины профессиональной деформации.
  3. Профессиональная адаптация и индивидуальный стиль деятельности.
  4. Профессиональные кризисы и деструкция личности.
  5. Феномен и признаки профессионального выгорания.
  6. Профессиональный стресс и индивидуальные факторы риска в профессии.
  7. Психологическое здоровье на работе и его составляющие.
  8. Профилактика профессионального выгорания кризисного психолога. Супервизия и интервизия.

Практикум. Проведение тестирования одного респондента с помощью методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко с обработкой результатов. Заполнение опросников «Уровень дистресса» и «Оценка условий, влияющих на выгорание» с занесением ответов в таблицу, проведением анализа полученных результатов и разработкой рекомендаций.

Будьте первым кто оставит отзыв!

Другие программы обучения от НИИДПО
Похожие курсы

Часто ищут