Курс учитель-дефектолог для работы с лицами с ОВЗ от НИИДПО
44 420 ₽ -26%
59 960 ₽
На сайт курса
Курс учитель-дефектолог для работы с лицами с ОВЗ от НИИДПО
0
0

Курс учитель-дефектолог для работы с лицами с ОВЗ от НИИДПО

0
0

Программа профпереподготовки дает необходимую базу для начала карьеры или карьерного развития учителя-дефектолога.

Разработана в соответствии с профстандартом «Педагог-дефектолог» и с ФГОС ВО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Включает в себя:

  1. 1080 часов теории и практики.
  2. Разбор кейсов от практикующих специалистов.
  3. Видео из кабинетов специалистов с реальными занятиями.
  4. Формирование необходимых для работы компетенций.
  5. Ничего лишнего в учебном плане — только полезные материалы.

Задачи программы:

  • Дать Слушателям базу по коррекционной и специальной дефектологии
  • Научить проводить диагностическую и коррекционную работу
  • Предоставить инструменты для эффективной профессиональной деятельности

После обучения вы:

  1. Научитесь проводить диагностическое обследование.
  2. Сможете работать с детьми и подростками с особенностями развития.
  3. Поймете, как эффективно выстраивать коррекционный маршрут.
  4. Сможете сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по сопровождению лиц с ОВЗ.

Для кого программа:

  • Для действующих учителей-дефектологов. Смогут освежить профессиональные знания для успешного прохождения аттестации и получить конкурентное преимущество в своей среде.
  • Для специалистов смежных направлений. Логопеды, психологи, врачи-реабилитологи и другие эксперты смогут освоить новую область и расширить круг профессиональных возможностей.
  • Для будущих учителей-дефектологов. Студенты медицинских и педагогических вузов или просто желающие войти в профессию смогут пройти полную теоретическую и практическую подготовку.
  • Для родителей детей с ОВЗ. Смогут лучше узнать об особенностях воспитания и развития детей с особыми потребностями, а также превратить это в профессию
Автор курса
43 отзыва
Сложность
Для начинающих
Тип обучения
Профессиональная переподготовка
Формат обучения
Длительность
9,5 месяцев
Дата начала
Идет набор
Доступ к курсу
Навсегда
Документ об обучении
Преподаватели
Баранов Сергей Бойцова Ирина Воронцова Екатерина Даильнева Александра Иванчикова Юлия Марчук Елена Никитаева Екатерина Рогацкая Маргарита Снигур Максим Эльстен Екатерина
Ссылка на курс

Чему вы научитесь

  • Планировать и проводить специальную психолого-педагогическую диагностику лиц с ОВЗ с учетом возраста и индивидуальных особенностей
  • Составлять заключения по результатам диагностики
  • Разрабатывать, корректировать, реализовывать программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
  • Проводить коррекционно-развивающие занятия
  • Консультировать участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации и выбора образовательного маршрута для лиц с ОВЗ

Программа курса

21 модуль
  1. Получите фундаментальные знания для профессии учителя-дефектолога.
  2. Начните помогать детям и подросткам с ОВЗ сразу после получения диплома.
  3. Освойте востребованную помогающую профессию за 9,5 месяцев.
  1. Предмет отрасли и методы психологии.
  2. Происхождение и функции психики.
  3. Структура психической реальности.
  4. Сознание.
  5. Познавательные, эмоциональные и  волевые психические процессы.

Практикум: Составление схемы «Структура деятельности». Составление таблицы «Сравнительная характеристика психики животных и человека». Составление сводной таблицы по высшим психическим функция с указанием особенностей их функционирования.

  1. Предмет, проблемы и методы возрастной психологии.
  2. Проблема возрастной периодизации. Цель и типы периодизаций.
  3. Условия психического развития.
  4. Особенности психического развития в период младенчества (первый год жизни).
  5. Развитие психических функций в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет), дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет). Кризис 3 лет.
  6. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Кризис 7 лет.
  7. Развитие психических функций. Развитие личности.
  8. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Пубертатный кризис.
  9. Психофизиологическое развитие. Личность подростка.
  10. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста.

Практикум: Соотнесение названий психосоциальных стадий (по эпигенетической теории Э. Эриксона) с возрастными периодами. Определение алгоритма разрушения привязанности и установление последствий. Выполнение заданий, связанных с психологическими особенностями кризиса 3 и 7 лет. Сравнение особенностей самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Характеристика развития в юношеском, зрелом возрасте, а также периода старения по предложенным показателям.

  1. Клетки, ткани, органы, системы органов.
  2. Строение костно-мышечной системы. Гигиена опорно-двигательной системы организма ребенка.
  3. Центральная, периферическая и вегетативная нервные системы.
  4. Высшая нервная деятельность.
  5. Сердечно-сосудистая, дыхательная системы и их гигиена.
  6. Обмен веществ. Гигиена питания ребенка.

Практикум: Анализ особенностей строения нейронов и нервной системы. Заполнение таблиц «Физиология сердца», «Движение крови в кругах кровообращения», «Органы дыхательной системы».

  1. Анатомия, физиология и патология зрительного и слухового анализаторов.
  2. Периферический и центральный отделы речевого аппарата.
  3. Анатомия, физиология и патология речи.
  4. Роль слухового и зрительного анализаторов в развитии речи.

Практикум: Характеристика строения и функций зрительного анализатора. Формулировка гигиенических требований к зрению детей. Решение заданий, связанных с распределением пациентов по подразделениям. Характеристика возрастных изменений в наружном и среднем ухе, восприятия высоты звука, остроты слуха. Характеристика патологии речевого аппарата человека. Отбор мероприятий для профилактики нарушений голоса и речи у детей.

  1. Развитие нервно-психических функций в условиях патологии.
  2. Функциональная анатомия нервной системы. Основные неврологические синдромы.
  3. Наследственно-дегенеративные, инфекционные и травматические поражения нервной системы.
  4. Синдромы высших корковых функций – агнозии, апраксии.
  5. Клиническая структура психопатологических синдромов.
  6. Астенический синдром. Обсессивно-фобический синдром.
  7. Синдром невротической депрессии. Невротическая ипохондрия.
  8. Истерический симптомокомплекс.
  9. Нарушения познавательных процессов, памяти и мышления.
  10. Психопатология поведения.

Практикум: Выполнение заданий, связанных со знанием развития нервно-психических функций в условиях патологии. Составление перечня органических заболеваний нервной системы.

  1. Социокультурные основы и основной категориальный аппарат дефектологии.
  2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.
  3. Личность и особенности профессиональной деятельности педагога, реализующего образование детей с ОВЗ.
  4. Современный уровень зарубежных и отечественных технологий образования лиц с ОВЗ.
  5. Адекватные способы контроля в инклюзивном и интегрированном образовании.
  6. Организация сетевого взаимодействия в системе инклюзивного образования.

Практикум: Составление перечня действующих нормативно-правовых актов, которые регламентируют реализацию инклюзивного образования в России и в регионе обучающегося.

  1. Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Требования к психолого-педагогическим, кадровым и материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
  4. Требования к адаптивным основным общеобразовательным программам (АООП) и результатам их освоения.
  5. Варианты ФГОС для умственно отсталых детей.

Практикум: Анализ государственных гарантий прав граждан РФ на получение образования. Определение области дошкольного образования по результатам анализа нормативно-правовых актов.

  1. Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования.
  2. Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного  образования.
  3. Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Проблемы и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Построение системы сопровождения развития в образовании.
  6. Службы сопровождения в специальном образовании.
  7. Проектирование индивидуальных образовательных программ и маршрутов для лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Практикум: Характеристика свойств образовательного пространства, которые характерны для инклюзивной среды. Установление взаимосвязи между моделями интеграции и ее видами. Анализ педагогических ситуаций по проблеме педагогического сопровождения инклюзивного образования, предложение вариантов их решения.

  1. Теоретические и методологические основы олигофренопсихологии.
  2. Этиология и патогенез умственной отсталости. Основные закономерности психического развития лиц с общим психическим недоразвитием.
  3. Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы детей с общим психическим недоразвитием. Особенности деятельности лиц с общим психическим недоразвитием.
  4. Диагностика интеллектуальных нарушений.
  5. Организация помощи детям с общим психическим недоразвитием.
  6. Семейное воспитание детей с общим психическим недоразвитием.

Практикум: Составление подборки дидактических игр и упражнений для коррекции психических процессов. Составление конспекта психокоррекционного занятия, направленного на развитие любой психической функции у детей с умственной отсталостью, с использованием дидактических игр и упражнений. Определение формы умственной отсталости по ее характеристике.

  1. Клинико-психологическая характеристика задержанного психического развития.
  2. Особенности развития познавательной сферы и психофизического развития.
  3. Комплексный подход к диагностике детей с ЗПР. Методы психологической диагностики.
  4. Системная психокоррекция нарушений при ЗПР.
  5. Коррекция недостатков познавательного развития у детей с ЗПР.
  6. Коррекция нарушений личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

Практикум:  Определение типа и характеристики ЗПР. Определение методов диагностики детей с задержкой психического развития по предложенному описанию. Составление конспекта психокоррекционного занятия, направленного на развитие любой психической функции.

  1. Общее представление о поврежденном психическом развитии.
  2. Возрастные аспекты когнитивных функций. Факторы, влияющие на когнитивное развитие.
  3. Когнитивные расстройства: классификация, эпидемиология, диагностика.
  4. Болезнь Альцгеймера.
  5. Болезнь Пика и фронтотемпоральная деменция.
  6. Болезнь Паркинсона и когнитивные расстройства.
  7. Деменция вследствие черепно-мозговых травм и опухолей головного мозга. Основные принципы лечения деменции.
  8. Профилактика деменции.

Практикум: Характеристика стадий деменции. Определение видов терапевтической помощи лицам с деменцией по их содержательной характеристике.

  1. Проблема отражения действительности при сужении сенсорной сферы. Теории компенсации.
  2. Психические процессы при нарушениях зрения. Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения.
  3. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
  4. Особенности формирования личности и межличностных отношений.
  5. Психические процессы при нарушениях речи. Особенности деятельности. Социализация.
  6. Теоретические основы психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Психические особенности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Практикум: Подбор приемов и материалов для коррекции психических процессов. Составление конспекта психокоррекционного занятия. Соотнесение формы детского церебрального паралича с ее характеристикой.

  1. Расстройства аутистического спектра как вариант искаженного психического развития. Проблемы дифференциальной диагностики расстройств аутистического спектра.
  2. Основные закономерности развития детей с расстройствами аутистического спектра.
  3. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Основные программы вмешательств.
  4. Сенсорное развитие детей с расстройствами аутистического спектра.
  5. Особенности индивидуализированного обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
  6. Семейное воспитание детей с расстройствами аутистического спектра. Организация психотерапевтической помощи семье, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра.

Практикум: Составление сравнительной характеристики РАС со сходными нарушениями развития. Составление плана и описание упражнений «сенсорной диеты» для одного ребенка с РАС. Проведение анализа основных сенсорных особенностей восприятия человека с аутизмом и подбор примеров.

  1. Общее представление о дисгармоническом развитии.
  2. Проблема школьной дезадаптации. Дидактогении. Невротические реакции и неврозы.
  3. Психологическая характеристика аффективных нарушений в детском возрасте.
  4. Характеристика аффективных нарушений в подростковом и юношеском возрасте. Психопатии. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  5. Клинико-психологический синдром при шизофрении в детском и подростковом возрасте.
  6. Клинико-психологический синдром при эпилепсии.

Практикум: Определение типа нарушений в развитии ребенка по предложенному описанию результатов обследования. Решение педагогических задач по определению причин нарушения поведения у детей и составлению рекомендаций по планированию задач коррекционной работы.

  1. Причины комплексных нарушений развития. Современное понимание сущности комплексного (сложного) дефекта.
  2. Психологическая характеристика детей с комплексным нарушением, включающим нарушения двух сенсорных систем – зрения и слуха.
  3. Психолого-педагогическая характеристика детей с комплексными нарушениями, сочетающими интеллектуальную недостаточность с нарушениями анализаторной и двигательной патологии.
  4. Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.
  5. Принципы построения и организация коррекционной работы с детьми с комплексными нарушениями в развитии.
  6. Современный подход к проектированию системы работы с детьми с комплексными нарушениями в развитии.

Практикум: Составление сравнительной характеристики комплексных нарушений в развитии. Соотнесение направлений и методов коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии.

  1. Психолого-педагогическая диагностика как наука и практическая деятельность.
  2. Методы психологического изучения детей с нарушениями развития.
  3. Понятие психологического диагноза. Ошибки в постановке диагноза. Уровни психологического диагноза.
  4. Педагогическое и психологическое изучение детей с нарушениями развития.
  5. Возрастные особенности психолого-педагогической диагностики.
  6. Психодиагностика младенцев, детей раннего возраста, дошкольников.
  7. Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста, подростков.

Практикум: Составление описания методов разных видов обследования в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития. Описание целей, методов, методик, трудностей, особенностей проведения психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха, зрения, аутичных детей, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  1. Направления психолого-педагогической коррекции.
  2. Отличие психолого-педагогической коррекции от психотерапии, консультирования и обучения.
  3. Виды психолого-педагогической коррекции.
  4. Психокоррекционные программы: виды, основные требования к составлению, принципы разработки, оценка эффективности.
  5. Модели психокоррекционных программ.
  6. Коррекционно-развивающие игры.
  7. Коррекционное игровое взаимообучение в «тройках».
  8. Групповой коррекционно-развивающий тренинг.

Практикум: Составление сравнительной таблицы «Отличие психолого-педагогической коррекции от психотерапии и консультирования». Разработка плана-схемы коррекционно-развивающей программы. Определение задач и формы организации коррекционной работы.

  1. Семейное воспитание ребенка с проблемами интеллектуального развития.
  2. Воспитание в семье ребенка с нарушением зрения/слуха.
  3. Семейное воспитание ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
  4. Семейное воспитание ребенка с нарушением речевого развития.

Практикум: Составление плана беседы с родителями ребенка с нарушением зрения при проведении диагностического обследования. Разработка рекомендаций для родителей ребенка с ДЦП. Проведение анализа практической ситуации.

  1. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения АООП НОО ОВЗ.
  2. Примерные АООП НОО глухих и слабослышащих обучающихся.
  3. Варианты ФГОС НОО для глухих и слабослышащих обучающихся.
  4. Примерные АООП НОО слепых и слабовидящих обучающихся.
  5. Варианты ФГОС НОО для слепых и слабовидящих обучающихся.
  6. Примерная АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Варианты ФГОС НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
  7. Примерная АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Варианты ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).
  8. Примерная АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития. Варианты ФГОС НОО для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
  9. Примерная АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Практикум: Составление характеристики разделов АООП НОО. Сравнительный анализ вариантов АООП НОО для различных категорий ОВЗ. Разработка программы оценки одного личностного результата на основе требований, сформулированных в Стандарте.

  1. Подготовительный этап к реализации СИПР. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута.
  2. Общая характеристика разделов СИПР. Психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей с ТМНР.
  3. Технологии реализации СИПР.  Работа междисциплинарной команды при проектировании СИПР.

Практикум: Характеристика планируемых результатов освоения АООП обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Предложение варианта работы междисциплинарной команды в данном направлении.

Будьте первым кто оставит отзыв!

Другие программы обучения от НИИДПО
Похожие курсы

Часто ищут