Клиническая психология + патопсихология. Курс (2030ч) от НИИДПО
97 400 ₽ -11%
109 100 ₽
На сайт курса
Клиническая психология + патопсихология. Курс (2030ч) от НИИДПО
0
0

Клиническая психология + патопсихология. Курс (2030ч) от НИИДПО

0
0

Задачи программы:

  • подготовить квалифицированных клинических психологов со специализацией в патопсихологии;
  • познакомить Слушателей с организацией нервной системы, общей, социальной, организационной, возрастной, педагогической, дифференциальной, специальной психологией и основами психиатрии.

Эта программа может быть интересна:

  • начинающим психологам
  • практикующим практическим психологам
  • тем, кто имеет желание профессионально разбираться в особенностях проявления нарушений психических функций и их диагностике
  • тем, кто хочет работать с различными видами психических патологий
  • тем, кто планирует развивать компетенции медицинского психолога
Автор курса
43 отзыва
Сложность
Для начинающих
Тип обучения
Профессиональная переподготовка
Формат обучения
Длительность
17 месяцев
Дата начала
Идет набор
Доступ к курсу
Навсегда
Документ об обучении
Преподаватели
Бойцова Ирина Губарева Наталия Иващенко Лариса Миллер Арина Перевязко Елена Полуэктова Ольга Саддарова Ксения Слепов Александр Соловьева Светлана Штанько Ульяна
Ссылка на курс

Чему вы научитесь

  • Освоить принципы консультирования и требования к профессиональной компетентности
  • Узнать об особенностях работы с клиентами различных типов
  • Ознакомиться с профессиональной этикой в работе клинического психолога
  • Обучиться техникам психологического консультирования
  • Научиться применению различных ролевых позиций психолога-консультанта
  • Изучить специфику проведения отдельных этапов и стадий психологического консультирования
  • Изучить методы и методики психодиагностики
  • Освоить методы обработки данных

Программа курса

37 модулей

Задачи программы:

  1. подготовить квалифицированных клинических психологов со специализацией в патопсихологии;
  2. познакомить Слушателей с организацией нервной системы, общей, социальной, организационной, возрастной, педагогической, дифференциальной, специальной психологией и основами психиатрии.
  1. Структура организма: от клетки до физиологических систем.
  2. Нервная ткань в структуре организма.
  3. Анатомо-физиологическое строение головного и спинного мозга.

Практикум: Составление схемы структурных уровней организма. Характеристика отделов центральной нервной системы.

  1. Механизмы функционирования сенсорных систем.
  2. Анатомическое строение и физиология сенсорных систем.
  3. Врожденные и приобретенные формы деятельности организма.
  4. Темперамент как индивидуально-психологическая особенность личности.
  5. Физиология потребностей, мотивации, эмоциональной сферы.

Практикум: Характеристика-описание общих свойств сенсорных анализаторов.

  1. Предмет и структура общей психологии.
  2. Поведение и его детерминанты.
  3. Структура познавательной деятельности.
  4. Эмоционально-волевые процессы.
  5. Общие и специальные способности.
  6. Темперамент, его виды.
  7. Формирование характера.

Практикум: Дифференциация понятий «поведение» и «деятельность» с пояснением на конкретных примерах. Характеристика методов исследования в психологии.

  1. Развитие представлений о психике в недрах философии.
  2. Психологическая наука в XIX веке.
  3. Отечественная и зарубежная психология ХХ века.
  4. Современный этап развития психологической науки.

Практикум: Краткая характеристика основных этапов развития психологии и основных психологических школ ХХ века.

  1. Общение как предмет социальной психологии.
  2. Психологические аспекты конфликта.
  3. Психологическая характеристика малых и больших социальных групп. Ролевые отношения в группе.
  4. Психодиагностика процессов в социальной психологии.

Практикум: Проведение социометрического исследования ролевой структуры малой группы.

  1. Профессиональные навыки, умения, работоспособность как категории психологии труда.
  2. Психологические основы управленческой деятельности.
    Профессиональное развитие и самореализация личности.

Практикум: Характеристика профессии психолога. Составление перечня профессий с рисками профессиональной деформации.

  1. Теории периодизации психического развития.
  2. Первые проявления психики в период младенчества.
  3. Психическое развитие в раннем дошкольном возрасте (1-3 года).
  4. Психология дошкольников и младших школьников.
  5. Психическое развитие в среднем школьном возрасте, отрочестве и ранней юности.
  6. Психическое развитие в зрелые возрастные периоды.

Практикум: Составление таблицы «Психическое развитие дошкольника». Характеристика-описание кризиса подросткового периода.

  1. Психология педагогической деятельности.
  2. Стиль педагогической деятельности.
  3. Психологические основы образовательного процесса.

Практикум: Изучение стилевых особенностей деятельности педагога. Применение на практике методов педагогической психологии.

  1. Система передачи информации между нейронами.
  2. Понятие функциональной системы.
  3. Психофизиология познавательной, эмоциональной сферы, мотивов и потребностей.

Практикум: Составление таблицы «Физиологические механизмы познавательных процессов (ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и др.).

  1. Психология индивидуальных различий.
  2. Индивидуально-психологические черты личности (темперамент, интеллект, способности) как источники индивидуальных различий.
  3. Роль наследственности и пола в формировании индивидуальных различий.

Практикум: Характеристика отличительных черт дифференциальной психологии. Практическая работа по исследованию темперамента, характера, способностей.

  1. Психология ребенка со сложными нарушениями развития (умственной отсталостью, ранним детским аутизмом и др.).
  2. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений.

Практикум: Характеристика общих и отличительных черт психического развития при нормальном и нарушенном онтогенезе.

  1. Классический психоанализ и аналитическая психология.
  2. Гуманистическое направление в теории личности (А. Маслоу и др.).
  3. Гештальт-психология и трансактный анализ (Э. Берн).
  4. Научающе-бихевиоральное, социально-когнитивное и когнитивное направления в теории личности (Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж.Келли).

Практикум: Составление сравнительной таблицы «Теории личности в психологии».

  1. Методы и методики психодиагностики, их классификация.
  2. Тест как инструмент психодиагностики.
  3. Методы обработки данных.
  4. Понятие психологического диагноза.

Практикум: Обработка данных исследования по одной из психодиагностических методик методами математической статистики.

  1. Задачи и принципы консультирования как метода оказания психологической помощи.
  2. Требования к профессиональной компетентности и моральному облику психолога-консультанта.
  3. Особенности работы с клиентами различных типов.
  4. Дифференциация ролевых позиций.
  5. Техника психологического консультирования.

Практикум: Сравнительная таблица задач, принципов, техник, методов психотерапии и психологического консультирования.

  1. Теоретико-методологические основы клинической психологии.
  2. Задачи и структура дисциплины.
  3. Разграничение психологических феноменов и психопатологических симптомов.
  4. Типология заболевания, причины.

Практикум: Характеристика основных разделов клинической психологии. Анализ супервизии в клинической психологии.

  1. Строение нервной системы.
  2. Методы обследования нервной системы.
  3. Факторы и симптомы поражения нервной системы.
  4. Проявление психопатологических расстройств в поведении.

Практикум: Характеристика основных этапов формирования нервной системы. Составление перечня органических заболеваний нервной системы.

  1. Нейропсихология как отрасль психологической науки.
  2. Высшие психические функции (ВПФ), их локализация. Теория А. Р. Лурия.
  3. Функциональные блоки мозга, их взаимодействие.
  4. Виды сенсорных расстройств.
  5. Нейропсихологические факторы познавательной деятельности. Нарушения познавательной сферы.

Практикум: Сводная таблица с характеристикой-описанием трех функциональных блоков головного мозга. Характеристика-описание одного из речевых расстройств (по выбору).

  1. Теория и практика патопсихологии. Психиатрическая клиника С. С. Корсакова, школа Л. С. Выготского.
  2. Классификация патопсихологических расстройств.
  3. Суть и принципы патопсихологического эксперимента.

Практикум: Подбор методик для проведения патопсихологической диагностики больных с различными патологиями психического развития (шизофренией, когнитивными расстройствами и др.).

  1. Морально-этические нормы в профессиональной деятельности клинического психолога.
  2. Система этических норм и ценностей.
  3. Личностные качества и моральный облик профессионального психолога: требования и реализация на практике.
  4. Проблема профессионального выгорания, способы ее преодоления.

Практикум: Решение кейс-задач с неоднозначными с точки зрения морального выбора профессиональными ситуациями.

  1. Здоровый образ жизни как основная категория психологии здоровья.
  2. Основные пути формирования ЗОЖ.
  3. Представления о здоровой личности в различных направлениях психологии.
  4. Диагностика здоровья.

Практикум: Характеристика-описание представлений о здоровье с точки зрения различных психологических направлений.

  1. Психотерапевтический процесс: цели, задачи, сущность.
  2. Групповые и индивидуальные формы психотерапии.
  3. Характеристика психотерапевтических направлений и техник (гуманистически ориентированная, телесно-ориентированная, танцевальная психотерапия, нейролингвистическое программирование, психодрама и др.).

Практикум: Описание сходства и различия между техниками и приемами психотерапии и психологического консультирования.

  1. Закономерности психического развития.
  2. Психическое развитие в норме. Отклонения от нормы в развитии психики.
  3. Специфика онтогенеза на различных возрастных этапах развития психики (от младенчества до взрослой жизни).

Практикум: Характеристика различных этапов психического развития по схеме: ведущая деятельность, кризис развития, психологическое новообразование, особенности общения, умственное развитие, возрастной кризис.

  1. Основные категории и понятия.
  2. Основные подходы к определению психосоматических заболеваний.
  3. Виды психосоматических расстройств.
  4. Психосоматика отдельных органов, физиологических систем и поведения.
  5. Клиническая картина различных психосоматических болезней и синдромов.

Практикум: Составление таблицы «Клиническая картина психосоматических заболеваний» с характеристикой психологических проблем пациентов.

  1. Старение как социальный, физиологический, психологический процесс.
  2. Изменения ВПФ в пожилом и старческом возрасте.
  3. Проблема одиночества. Отношение к предстоящей смерти.
  4. Изменения в образе жизни (особенности питания, сна, двигательной и сексуальной активности, отказ от вредных привычек и др.).
  5. Психологическая помощь в геронтологии.
  6. Проблемы психиатрического плана у пожилых людей.

Практикум: Описание различных теорий старения. Разработка схемы психологического консультирования пожилых и старых людей.

  1. История развития судебно-психологической экспертизы.
  2. Цели, задачи, виды экспертиз.
  3. Правовые принципы проведения судебно-психологической экспертизы.
  4. Психодиагностическое обследование как составная часть судебно-психологической экспертизы.

Практикум: Описание видов судебно-психологических экспертиз. Написание экспертного заключения по результатам проведения судебно-психологической экспертизы.

  1. Определения отклонений в поведении.
  2. Психофизиологические механизмы отклоняющегося поведения.
  3. Теории, трактующие девиантное поведение и его причины.
  4. Виды девиаций. Негативные и позитивные девиации.
  5. Способы профилактики агрессивного поведения, наркомании, алкоголизма и других проявлений отклоняющегося поведения.

Практикум: Описание-характеристика различных видов девиаций с указанием их причин.

  1. Виды и психологические особенности зависимостей.
  2. Причины зависимого поведения. Аддиктивная установка.
  3. Индивидуально-психологические особенности личности, их влияние на формирование зависимого поведения.
  4. Профилактика зависимого поведения.

Практикум: Заполнение таблицы «Основные виды аддикций». Составление плана профилактических мероприятий по предупреждению зависимостей у детей и подростков.

  1. Системы классификации психических расстройств.
  2. Органические расстройства психики (деменция, галлюциноз, органические повреждения головного мозга и др.).
  3. Психические расстройства вследствие приема ПАВ.
  4. Невротические расстройства вследствие перенесенного стресса.
  5. Психопатии, аффектные и бредовые состояния, шизофрения.

Практикум: Характеристика поведенческих расстройств различной этиологии.

  1. Дифференциация чрезвычайных, экстремальных и кризисных ситуаций.
  2. Влияние экстремальной ситуации на психику человека. Стресс.
  3. Основные принципы и этапы оказания психологической помощи в экстремальной ситуации.
  4. Этика специалиста-психолога экстремального профиля.
  5. Психодиагностика экстремальных состояний.
  6. Синдром профессионального выгорания, его профилактика.

Практикум: Кейс-задание: составление программы оказания психологической помощи человеку, оказавшемуся в конкретной экстремальной ситуации.

  1. Психологические аспекты диагностики онкологического заболевания у человека.
  2. Разнообразие теорий, описывающих причины рака.
  3. Рак у представителей различных возрастных групп.
  4. Особенности восприятия болезни, типы реагирования на рак.
  5. Расстройства психики у онкобольных.
  6. Особенности оказания психологической помощи раковым больным.
  7. Паллиативная помощь: этические и психологические аспекты.

Практикум: Проведение диагностики типов отношения к болезни – «ТОБОЛ» с написанием аналитического заключения.

  1. Классификации расстройств личности и нарушений поведения.
  2. Современные методы и средства диагностики личностных и поведенческих расстройств.
  3. Диагностика протестных и эмансипационных реакций.
  4. Диагностика детско-родительских и межличностных отношений.
  5. Диагностика оценки рискованного поведения подростков в различных сферах.
  6. Психодиагностика экстремизма и агрессии у подростков.
  7. Диагностика аддикций и аутоагрессивного поведения у подростков.

Практикум: Подбор психодиагностических методик для проведения обследования подростков с признаками нарушений поведения.

  1. Характеристика опросников самооценки и образа собственного тела: применение и интерпретация результатов.
  2. Методики выявления и оценки перфекционизма.
  3. Методики изучения личности больного с расстройством пищевого поведения и его отношений с членами семьи.

Практикум: Анализ результатов исследования по одной из методик патопсихологической диагностики РПП.

  1. Деятельность клинического психолога в наркологической практике.
  2. Особенности состояния психики наркологических больных.
  3. Психодиагностический инструментарий в наркологии.
  4. Тестирование алкогольной и наркотической зависимости у подростков.
  5. Диагностика склонности к табачной зависимости.

Практикум: Анализ результатов скрининг-теста наркотической зависимости клиентов наркологической клиники.

  1. Категориально-понятийный аппарат суицидологии.
  2. Виды суицидального поведения.
  3. Показатели суицидального риска.
  4. Интервью как метод суицидологической диагностики.
  5. Опросники оценки тревожности и депрессивных состояний.
  6. Суицидологическая превентология.

Практикум: Анализ результатов интервью. Оценка суицидального риска.

  1. Экспертная практика клинического психолога: правовые, методологические аспекты.
  2. Патопсихологическая диагностика в трудовой и медико-социальной экспертизах.
  3. Роль клинического психолога в реабилитационных мероприятиях.
  4. Профориентационная деятельность клинического психолога.

Практикум: Подготовка экспертного заключения клинического психолога по результатам трудовой экспертизы.

  1. Субъекты лечебного процесса.
  2. Функции патопсихолога в лечебном процессе.
  3. Нормативно-правовое регулирование деятельности патопсихолога в лечебном процессе.
  4. Реакция на болезнь, психологические защитные механизмы у соматических больных.
  5. Типы поведенческой активности соматических больных.
  6. Методы изучения приверженности к лечению.

Практикум: Описание функций клинического психолога в лечебном процессе.

Будьте первым кто оставит отзыв!

Другие программы обучения от НИИДПО
Похожие курсы

Часто ищут