Арт-педагогика и арт-терапевтические технологии. Содержание и практические методы реализации коррекционно-развивающего процесса средствами искусства и художественно-творческой деятельности от ИППСС
43 900 ₽ -13%
50 500 ₽
На сайт курса
Арт-педагогика и арт-терапевтические технологии. Содержание и практические методы реализации коррекционно-развивающего процесса средствами искусства и художественно-творческой деятельности от ИППСС
0
0

Арт-педагогика и арт-терапевтические технологии. Содержание и практические методы реализации коррекционно-развивающего процесса средствами искусства и художественно-творческой деятельности от ИППСС

0
0

Получите диплом с квалификацией «Арт-педагога» за 5,5 месяцев:

  • освоите технику «Звезда чувств» Удо Баера
  • отработаете арт-терапевтические техники
  • разработаете и проведете арт-педагогическое занятие
  • посетите индивидуальные консультации и супервизию

Арт-педагог — это специалист, который проводит занятия с применением арт-терапевтических методик для развития, обучения или релаксации.

Обратите внимание: квалификация арт-педагога не дает права оказывать психологическую помощь без базового психологического образования — высшего или профпереподготовки.

Программа для тех, кто хочет:

  1. Освоить техники арт-терапии для задач арт-педагогики
  2. Расширить компетенции для проведения арт-педагогических занятий, развивающих занятий или тренингов с использованием методик арт-терапии
  3. Использовать арт-терапевтические технологии
  4. В работе преподавателя в образовательных учреждениях, в проведении кружков, развивающих занятий
  5. Расширить компетенции
  6. Проводить групповые занятия, используя арт-терапевтические технологии
  7. Стать арт-педагогом
  8. Чтобы реализоваться в сфере на стыке творчества, психологии и педагогики
Автор курса
35 отзывов
Сложность
Для начинающих
Тип обучения
Профессия
Формат обучения
Длительность
5,5 месяцев
Дата начала
Идет набор
Доступ к курсу
Навсегда
Документ об обучении
Помощь в трудоустройстве
Да
Преподаватели
Михайлова Наталья Ахмадеева Диана Гаврилова Наталья Мариничева Светлана Архипова Елена Берстенёва Ирина
Ссылка на курс

Чему вы научитесь

  • Структура арт-педагогического занятия и принципы его построения для группы детей, взрослых и семьи
  • Освоить упражнения для развития эмоционального интеллекта и навыков коммуникации, коррекции самооценки, а также для снижения эмоционального напряжения с помощью творчества
  • Отработать арт-терапевтические упражнения для применения в рамках арт-педагогики
  • Освоить Более 10 техник на практике на онлайн-семинарах
  • Разработать и проводить собственное арт-педагогическое занятие под свою аудиторию и задачи

Программа курса

11 модулей

Получите диплом с квалификацией «Арт-педагога» за 5,5 месяцев:

  1. Понятие, направления и основные формы арт-терапии.
  2. Различные подходы к пониманию арт-терапии.
  3. Символическое мышление и понятие «символа» в арт-терапии.
  4. Понятие «метафоричности», «ресурсности», «триадичности», «контейнирования», «рабочего альянса» и «эстетического отклика» в арт-терапевтической работе.
  5. Основные концепции и принципы арт-терапевтического процесса.
  6. Использование различных моделей арт-терапии.
  7. История возникновения, задачи арт-педагогики.
  8. Арт-педагогика в российской науке и преимущества, связанные с применением арт-технологий в обучении.
  9. Социальные аспекты и задачи арт-терапии и арт-педагогики.
  10. Сходство данных понятий и наиболее существенные отличительные признаки.
  11. Общие научно-теоретические и организационные задачи арт-педагогики и арт-терапии.
  12. Роль и позиции арт-терапевта в разных моделях.
  13. Понятие и основные этапы арт-терапевтического процесса.
  14. Организационные процедуры и формы арт-терапевтической работы.
  15. Ретроспективный, разноуровневый и интегративный анализ.
  16. Понятие «психотерапевтического пространства», а также основные виды организации арт-терапевтической среды.
  17. Обязательные требования к ее организации.
  18. Влияние правильно организованного пространства на контекст терапевтического воздействия на примере интермодальной терапии искусств.
  19. Функции арт-терапии, реализуемые в психотерапевтической работе.
  20. Задачи арт-терапии, реализующиеся в коррекционной работе.
  21. Арт-педагогика в образовательных учреждениях, развивающие и реабилитационные центры.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение техники «мое настроение» и отработка навыков работы с собственными ощущениями и чувствами.
  2. Индивидуальное: Составление собственного арт-педагогического словаря. Проведение техники «карта арт-педагога», направленной на развитие осознанности и понимание своего арт-педагогического пути.
  1. Виды искусств в арт-терапии. Направления терапии искусствами.
  2. Материалы для нанесения, поверхности для нанесения, инструменты. Типичные и редкие арт-материалы. Свойства и особенности использования материалов изобразительного искусства.
  3. Материалы для создания объемных работ, их свойства. Способы обработки и хранения пластических материалов. Пластилин, глина, глиняное поле.
  4. Особенности работы с готовыми изображениями: аппликация, коллаж, фототерапия. Пять базовых техник фототерапии.
  5. Применение медиа, приложений, гаджетов в арт-терапии.
  6. Особенности и формы работы с природными материалами.
  7. Природные элементы, найденные объекты и другие природные материалы в работе арт-терапевта.
  8. Ландшафтная терапия, лэндарт и реди-мейд.
  9. Работа с песком и песочницей. Крупы и специи в работе арт-терапевта.
  10. Основные механизмы арт-терапии. Материалы для создания инсталляций.
  11. Формы работы в рамках литературного творчества: креативное письмо, поэзия, сказка.
  12. Механизмы экспрессии и импрессии в работе с музыкальной модальностью. Работа с восприятием тела и движением.
  13. Возможности перформанс арт-терапии.
  14. Понятие рамки в арт-терапии. Рамки пространства и времени, арт-материалов, психотерапии и творчества. Рамки в групповой работе. Мандала, лабиринт и другие формы, задающие структуру.
  15. Значение пространства арт-терапевтического занятия. Различные среды для проведения арт-терапии.
  16. Арт-терапия в образовании, здравоохранении организация.
  17. Подготовительный этап работы в арт-терапии.
  18. Метафорические ассоциативные карты как инструмента арт-терапевта.
  19. Критерии выбора и применения арт-материалов на арт-терапевтическом занятии. Цели применения направлений искусства: процессы индивидуализации и социализации.
  20. Варианты стартового набора арт-материалов.
  21. Упражнения для самостоятельной творческой практики.

Практические задания:

  1. Групповое: Экспериментирование с арт-материалами и цветными следами на бумаге с вниманием к процессу творчества.
  2. Индивидуальное: Кейс с ответами на вопросы об организации творческого пространства и подбору арт-материалов и направлений искусства.
  1. Введение в интермодальную терапию выразительными искусствами. Соотношение интермодальной терапии искусствами с другими направлениями терапии творчеством.
  2. Подходы в интермодальной терапии искусствами (арт-центрированная терапия экспрессивными искусствами П.Книлла, человеко-центрированная терапия экспрессивными искусствами Н. Роджерса).
  3. Методология интермодальной терапии экспрессивными искусствами. Понятие «арт-модальности». Четыре базовые механизма терапевтического процесса.
  4. Стадии работы в интермодальной терапии искусствами. Четыре уровня эстетического анализа работы.
  5. Модель «замещения» в теории Паоло Книлла. Буквальная, воображаемая и действительная реальности. Концепция поэзиса.
  6. Концепция кристаллизации.
  7. Эстетический отклик. Эстетическая ответственность. Интермодальная чувствительность. Интермодальная децентрация.
  8. Расширение репертуара игры.
  9. Возможности использования экспрессивного искусства в работе с большими группами и сообществами.
  10. Творческая связь. Коллективный резонанс.
  11. Организация процесса терапии. «Многослойная осознанность» терапевта. Тайм-менеджмент сессии.
  12. Личность терапевта как значимое условие и инструмент терапии.
  13. Эффективность и эффекты человеко-центрированной терапии искусствами.

Практические задания:

  1. Групповое: Практика эстетического отклика в виде поэтической фразы и фототерапевтической техники «Это я». Часть 1: Каждый подбирает фото и анонимно размещает на форуме. Часть 2: оставляет эстетический отклик на свою фото, а также на фото, размещенные другими участниками.
  2. Индивидуальное: Практика 4-уровневого эстетического анализа для 3 разноплановых арт-объектов. С индивидуальной проверкой и обратной связью преподавателя. Что делать после того, как участник или клиент создал арт-объект. Как его обсудить и помочь выявить внутренние смыслы? Задание направлено на практику этого навыка.
  1. Ключевые принципы работы с эмоционально-чувственной сферой.
  2. Техника «Мое настроение».
  3. Техника «Моментальное рисование эмоций с интермодальным увеличением».
  4. Техника «Звезда Чувств» (Колесо чувств).
  5. Техника «Пейзажи эмоционального состояния».
  6. Методика терапевтического триптиха в работе со страхом.
  7. Техника работы с чувством гнева и его производными «Нарисуй или вылепи гнев».
  8. Техника работы с печалью «Прощальная открытка».
  9. Ресурсные техники и техники, снимающие сопротивление и «страх белого листа».
  10. Техника «Каракули» и «Каракули тела».
  11. Техника «Карта ресурсов».
  12. Техника «Рисунок любимым цветом» («Мой цвет»), интермодальный вариант.
  13. Работа с образом «Я» и самооценкой. Техника «Автопортрет».
  14. Диагностическая методика «Метафорический автопортрет».
  15. Интермодальная техника «Рисунок и танец имени».
  16. Мандалотерапия. Методики работы с мандалами. Интермодальная техника «Мандала из специй». Мандала как диагностическая техника.
  17. Техника «Коллаж» в подходе терапии экспрессивных искусств.
  18. Создание коллажа в свободной форме. Коллаж «Это Я».
  19. Работа с потребностями, состояниями и внутренними конфликтами.
  20. Техника «Желание». Техника «Поза в музее». Упражнение «Переход». Техника «Внутренние противоположности».
  21. Техники терапии искусствами в работе с отношениями. Техника «Рисунок и скульптура отношений». Техника работы с диадой «Диалог на бумаге». «Интермодальный диалог».
  22. Способы работы с арт-объектом.
  23. Ресурс группы в работе с проблемой. Техника «Дорисовка по кругу».
  24. Техники на завершение терапии. Особенности завершения индивидуальной и групповой работы.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение техники «Звезда чувств» Удо Баера. Экспириентальная практика (на собственном опыте). Техника универсальна как для ознакомления с темой эмоций, так и запуска глубинной работы. Часть 1: Индивидуальное проведение и часть 2: анонимное размещение на форуме рефлексии опыта.
  2. Индивидуальное: Проведение техники на реальном человеке, играющим роль клиента (часть 1) и написание отчета с рефлексией процесса и своей работы из роли арт-терапевта (часть 2). С обратной связью преподавателя и возможностью задать вопросы, на которые преподаватель ответит индивидуально.
  1. Специфика различных возрастов и возрастные особенности детей.
  2. Введение в детскую арт-терапию. Работа на языке ребенка. С какого возраста возможна арт-терапия с детьми? Принципы детской арт-терапии. Задача детской арт-терапии.
  3. Организация индивидуальной работы с ребенком.
  4. Работа с чувствами и эмоциями в детской арт-терапии: детская жадность, зависть, ревность. Арт-терапия и развитие эмоционального интеллекта детей.
  5. Работа с раздражением и злостью у детей: «Вулкан гнева».
  6. Ресурсные техники в работе с гневом.
  7. Работа со страхами у детей. Виды детских страхов. Техника «Розовый куст». Техника «Рисовалки-затиралки». Техника «Пустой стул» или «Разговор со страхом».
  8. Работа с проблемами самооценки и уверенности у детей методами арт-терапии. Техники «Солнце моих качеств». Техника «Похожие предметы». Техника «Коллаж». Техника «Автопортрет». Техника «Я глазами моих родителей».
  9. Проблемы общения в детской арт-терапии. Детское одиночество.
  10. Детская назойливость. Упражнение «Апельсины». Техника «Тело как сад». Арт-терапевтические техники с крупами.
  11. Работа детского арт-терапевта со школьной проблематикой, а также проблемами гиперактивности. Техника «Фрактальная живопись». Техника «музыкальный ковер».

Практические задания:

  1. Групповое: Знакомство со своим Внутренним ребенком с помощью работы с метафорическими ассоциативными картами.
  2. Индивидуальное: Проведение арт-терапевтических техник с ребенком или группой детей, и отчет по ним.
  1. Преимущества использования песочных техник.
  2. Основные принципы работы с песком.
  3. Роль специалиста в процессе песочной терапии.
  4. Стадии процесса песочной терапии.
  5. Сказкотерапия как психологический метод.
  6. История возникновения данного метода.
  7. Понятие и основные черты сказкотерапии.
  8. Типологии сказок: художественные народные сказки, художественные авторские сказки, дидактические сказки, психокоррекционные сказки, психотерапевтические сказки, медитативные сказки.
  9. Принципы комплексной сказкотерапии.
  10. Правила чтения и схема обсуждения сказок.
  11. Поиск основных идей сказки, мотивы поступков и способы преодоления трудностей.
  12. Образы и символы в сказках.
  13. Работа с голосом сказкотерапевта: голос, дыхание и восприятие громкости.
  14. Структура сказкотерапевтического занятия.
  15. Общая информация по проведению занятия, а также примерный план коррекционно-развивающего занятия для детей.
  16. Основные приемы групповой работы в сказкотерапии.
  17. Определение понятия «музыкотерапия» и история возникновения данного направления. Ритм, тональность, громкость, выражение табуированных чувств, тембр, пение, голос, звук, вокал (вокалотерапия).
  18. Эрготропная, трофотропная музыка и их отличительные особенности.
  19. Формы и психотерапевтические эффекты музыкотерапии.
  20. Техники, которые могут использоваться в терапии.
  21. Примерная схема построения занятия.
  22. Варианты использования рецептивной (воспринимающей) музыкотерапии.
  23. Примеры игр и упражнений по музыкотерапии.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение техники «сказка по кругу» и тренировка навыков построения групповой сказки.
  2. Индивидуальное: Выполнение упражнения «Дом» и отработка навыков техники визуализации образов.
  1. Понятие, факторы детско-родительских отношений, типы и качества родительских позиций.
  2. Структура детско-родительских отношений и теория привязанности.
  3. Роли, которые выполняет ребенок в семье и параметры родительского воспитания.
  4. Родительская установка как психологический механизм формирования жизненного сценария детей.
  5. Механизм развития, формирования, а также факторы и особенности, влияния родительских установок.
  6. Типы негативного родительского отношения. Концепция основных жизненных сценариев Роберта и Мэри Гулдинг «Двенадцать родительских директив» и способ работы с негативными установками. Типы семейного воспитания: авторитетный (демократический), авторитарный, либеральный, гиперопекающий, гипоопекающий (индифферентный). Их преимущества, недостатки и последствия для детей.
  7. Сходство и отличие арт-терапевтической диагностики и проективных рисуночных тестов. Примеры диагностических техник семейной арт-терапии.
  8. Диагностические техники «Рисунок семьи», семейная социограмма, проективная игра «Почта». Общеуниверсальные техники работы в арт-терапии: «Аватар», «Образ цели», «Жизненный путь, «Свобода».
  9. Правила работы при организации межсемейных детско-родительских групп.
  10. Мандалотерапия, куклотерапия, маскотерапия, библиотерапия (художественная литература) и сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок) в работе с семьей.
  11. Глинотерапия в семейной терапии. Общий порядок процесса, техники работы с семьей через глину: упражнение «Образ Я», упражнение «Лепим вместе».
  12. Пластилинография в семейной терапии. Техники работы с пластилином: упражнения «Талисман», «Спонтанная лепка», «Семейная скульптура».
  13. Тестопластика в семейной терапии. Техники работы с семьей через тестопластику: упражнения «Колодец», «Диалог».
  14. Фото-, видео- и мульттерапия. Этапы и техники работы.

Практические задания:

  1. Групповое: Освоение техники работы с детско-родительскими и семейными отношениями через упражнение «семейный герб».
  2. Индивидуальное: Анализ сюжетной линии и главных героев мультфильма «Похожие».
  1. Техники, применяемые с целью открытия пространства группы, разминки и разогрева.
  2. Техники «Имя-цветок», «Снежный ком», «Клубок», «Ласковый дождик», «Травинки, кустики, деревья», «Камень-макароны», «Звуки моего дня» и другие.
  3. Особенности подготовительного и начального этапов, их функции.
  4. Особенности проведения начального этапа занятий с детьми и подростками.
  5. Особенности основного этапа занятий. Тематические упражнения и упражнения с целью исследования.
  6. Упражнения по темам самопознания, границ и личного пространства «Моя стихия», «Грани моего «Я», «Черное и белое», «Мандала личного пространства». Техники работы с ресурсами в рамках основной части занятия.
  7. Функции и цели завершающего этапа арт-терапевтической работы.
  8. Техники завершающего этапа работы в рамках каждого занятия и курса в целом: создание талисманов, кукол-берегинь.
  9. Основные рамки групповой арт-терапевтичсекой работы.
  10. Арт-терапевтические группы: тематические, студийные, динамические.
  11. Стадии и правила групповой арт-терапевтической работы.
  12. Структура дополнительной общеразвивающей программы с элементами арт-терапии.
  13. Уровни, актуальность, направления программ дополнительного образования. Задачи и ожидаемые результаты программы. Формы аттестации и оценочные материалы.
  14. Пример программы дополнительного образования с применением арт-терапии. Заполнение основных разделов программы в качестве ориентира для самостоятельной разработки дополнительной общеразвивающей программы.
  15. Анализ модулей и занятий с опорой на базовую трехчастную структуру.
  16. Пример задания правил в группе дошкольников.
  17. Примеры конструирования групповых арт-терапевтических занятий.
  18. Анализ краткосрочных тематических курсов и программ.
  19. Варианты построения и реализации программ и курсов с включением арт-терапевтического компонента.
  20. Особенности их разработки и реализации в связи с типом группы, особенностями участников, целями и направленностью работы.

Практические задания:

  1. Групповое: Кроссворд по терминам и принципам, необходимым для организации индивидуального или группового занятия.
  2. Индивидуальное: Два самостоятельных задания: первое — конструирование группового занятия в соответствии с заданной целью работы, трехкомпонентной структурой занятия и возрастом участников, второе — составление текста, аргументированно показывающего, как арт-терапевтические технологии могут быть полезны в работе с подростками.
  1. Личность арт-педагога как инструмент профессиональной деятельности: образование, профессиональные компетенции, личностные качества, творческая практика.
  2. Принципы и правила работы.
  3. Трехэтапная модель арт-терапии, особенности подготовки и работы на каждом этапе.
  4. Особенности первого этапа: соглашение с клиентом, оборудование кабинета, план и структура сессий, выбор техник, оценивание, цели и план арт-терапии.
  5. Особенности основного этапа: циклическая модель творческого процесса в контексте арт-терапевтической работы.
  6. Особенности завершающего этапа: подведение итогов, рефлексия, обратная связь.
  7. Искусство выстраивания психотерапевтических отношений, сложности в работе.
  8. Этические и правовые принципы арт-терапии, ответственность арт-терапевта и арт-педагога.
  9. Профессиональное (эмоциональное) выгорание: факторы, симптомы, стадии.
  10. «Целительные снадобья» для арт-терапевта.
  11. Саморегуляция. Способы, связанные с управлением дыханием, тонусом мышц, движением, воздействием слова, использованием образов. Приемы самоподдержки.
  12. Технологии моделирования собственной профессиональной деятельности.

Практические задания:

  1. Групповое: Презентация профессиональной позиции арт-педагога: формулирование девиза, целей и задач, принципов работы. Тест «Профессиональное выгорание» и анализ его результатов. Обсуждение понравившихся техник для профилактики профессионального выгорания.
  2. Индивидуальное: Тест на тему «Профессиональная этика арт-педагога». Составление солнца качеств арт-педагога.

Состоит из практических заданий и упражнений:

  1. Методическое и организационное планирование собственной арт-педагогической программы занятий.
  2. Разработка собственной арт-педагогической программы занятий с проверкой преподавателем.
  3. Практическая апробация части занятий собственной арт-педагогической программы.
  4. Отработка арт-терапевтических техник на практике.
  5. Заполнение Журнала практикума: фотоотчет, запись краткого протокола занятий и рефлексии по проведению.
  6. Анализ проведенной работы с проверкой преподавателем.
  1. Проводится в форме тестирования.
  2. Включает случайные тестовые вопросы всех тем и модулей.

Будьте первым кто оставит отзыв!

Другие программы обучения от ИППСС
Похожие курсы

Часто ищут